Гражданское неповиновение
(Civil disobedience)
Выражение гражданского неповиновения – отнюдь не современное изобретение. В Библии показано около дюжины примеров вполне обоснованного гражданского неповиновения. Большинство из них относится к случаям, когда власти принуждали людей проявлять непослушание Богу, поэтому в гражданском неповиновении выражалось одновременно религиозное послушание. В подобных случаях Бог стоит на стороне людей, притесняемых официальной властью из-за их праведности, и обычно спасает их.
Ряд примеров связан со случаями, когда правитель либо запрещает поклонение Богу, либо предписывает поклоняться каким-то другим богам. В рассказе о Седрахе, Мисахе и Авденаго (см. КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА) показана реакция трех благочестивых мужей на указ вавилонского царя Навуходоносора, чтобы «народы, племена и языки... падали и поклонялись золотому истукану, который поставил царь Навуходоносор» (Дан.3:4–5). Поскольку это повеление противоречило первой заповеди, запрещающей идолопоклонство, благочестивые мужи отказались поклониться. Представ перед царем, они заявили, что повинуются высшей власти, превосходящей власть царя (Дан.3:16). Бог избавил их от наказания, но в то же время они засвидетельствовали, что Бога боятся больше, чем людей (Дан.3:17–18). Факт спасения Богом этих людей со всей очевидностью демонстрирует, что их действия были законным проявлением гражданского неповиновения.
Аналогичный пример мы видим в случае, когда персидский царь Дарий запретил в течение тридцати дней молиться любому богу, кроме него самого (Дан.6). Речь шла о верности Богу, и Даниил отказался проявить неверность, невзирая на царский указ (Дан.6:5). Он не только продолжал молиться три раза в день, как делал и раньше, но даже не пытался скрыть этого. В наказание его бросили в львиный ров. Но Бог в очередной раз показал его гонителям, что Его закон несравненно выше, и избавил Даниила от смерти во рве.
В Новом Завете самый значительный вызов Божьим заповедям был брошен иудейскими начальниками, когда они приказали ученикам «не говорить и не учить об имени Иисуса» (Деян.4:18). Но апостолы отказались, памятуя о повелении Христа проповедовать Евангелие всем народам (Мф.28:19–20). На приказ иудейских начальников Петр ответил: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:29). С того времени членов церкви гнали, били, бросали в тюрьму и приговаривали к смерти за их нежелание подчиняться указам властей.
Другие случаи связаны с людьми, отказывавшимися подчиняться постановлениям власти, которые хоть и не требовали от них прямого неповиновения Богу, но в то же время понуждали их к молчаливому согласию с неправедными делами. Во время событий, предшествовавших исходу, еврейские повивальные бабки помогали еврейским женщинам прятать своих детей, невзирая на повеление фараона умерщвлять всех новорожденных мужского пола (Исх.1:15–22). Бог отблагодарил этих повивальных бабок за их страх перед Ним, благословив их собственными домами. Мать Моисея тоже не подчинилась царскому указу истреблять всех родившихся еврейских детей мужского пола (Исх.2:1–10).
Вскоре после этого участие в акциях гражданского неповиновения принял сам Моисей, возглавивший исход еврейского народа из Египта вопреки воле фараона. Моисей начал гражданское сопротивление с убийства египтянина, избившего еврея (раба) (Исх.2:11–12), и это стало первым известным проявлением его решения разделить тяжкую судьбу Божьего народа (Евр.11:24–25). Бог повелел ему вывести народ из Египта, и с помощью Бога Моисей навел на фараона и на его народ серию казней, в конечном счете убедивших правителя в необходимости отпустить народ (Исх.6–12). Однако сразу же после этого фараон бросился в погоню с намерением вновь поработить израильтян. Моисей опять стал Божьим посредником во время сверхъестественного истребления египетской армии у моря (Исх.14). Хотя переговоры с фараоном официально вел Моисей, освобождение народа произошло по Божьей воле.
В другом случае гражданского неповиновения хананеянка Раав спрятала еврейских лазутчиков от властей своего города (Нав.2). Раав боялась Бога, Который отдал ее землю этому народу, и хотела бороться на стороне Яхве (Нав.2:9–13). Поэтому она спрятала пришедших к ней соглядатаев и солгала царю Иерихонскому, сказав, что они уже ушли из города (Нав.2:5). Бог по достоинству оценил ее поступок, отметив, что благодаря вере и послушанию она избежала смерти от рук израильтян (Евр.11:31).
Неповиновение своим царям проявляли некоторые пророки – либо по Божьему повелению, либо в ответ на Божье осуждение их правления. Царь Ахав несколько раз пытался убить Илию за его пророчества. Илия предсказал большую засуху и затем был вынужден скрываться от гнева Ахава (3Цар.17). Кроме того, Илия унизил и истребил пророков Ваала, которых поддерживал царь, и затем убежал на Синай (3Цар.18). Авдий тоже повиновался Богу, а не царю. Когда Иезавель попыталась истребить всех Божьих пророков, Авдий спрятал сто из них в пещерах и кормил их (3Цар.18:4). Бог похвалил за этот поступок Авдия, который «был человек весьма богобоязненный» (3Цар.18:3).
В Новом Завете тоже есть рассказы о предоставлении помощи тем, кто подвергается преследованиям со стороны властей. Три волхва поклонились Младенцу Иисусу и не подчинились приказу Ирода известить его о новорожденном Царе (Мф.2:7–12). Когда иудеи и царь Арета попытались схватить и убить новообращенного Павла, несколько учеников спрятали его, а затем помогли убежать, спустив его в корзине из окна в городской стене (Деян.9:20–31; 2Кор.11:32).
Наконец, даже Иисус отказывался подчиняться религиозным властям Своего времени. Не выступая против римских гражданских властей, Он в то же время последовательно бросал вызов авторитету иудейских начальников. Он исцелил человека в субботу и опрокинул столы менял и продавцов в храме (Мф.12:21). Предписывая подчиняться властям, Иисус в то же время демонстрировал, что Его власть выше власти начальствующих священников, поскольку она исходит от Бога. Тем самым Он показывал, что в некоторых случаях, когда Божья власть вступает в противоречие с правительственной, гражданское неповиновение просто необходимо.
См. также: ВАВИЛОН; ЕГИПЕТ; ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА; ИЗБАВЛЕНИЕ; ИСХОД, ВТОРОЙ ИСХОД; ФАРАОН.