Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Белый цвет

(White)

Понятие белого встречается в Библии более пятидесяти раз, как указание на цвет и как описание сияния света. Сцены трансцендентной славы и искупления связаны с белым цветом, но белый – это и цвет проказы. Ссылки следует разделить на упоминания земного цвета и небесного цвета.

Иногда белый – это цвет земных, материальных предметов. Примеры такого нейтрального использования касаются коз (Быт.30:35), зубов и молока (Быт.49:12), снега (Дан.7:9), прутьев, которые использовал Иаков в своем забавном способе селекции (Быт.30:37), манны (Исх.16:31), шерсти (Иез.27:18), ветвей деревьев, с которых ободрана кора (Иоил.1:7), зерна, готового для жатвы (Ин.4:35), и волос (Мф.5:36).

Две категории белого как земного цвета выходят за рамки чисто буквального использования. В Книге Левит этот цвет упоминается больше дюжины раз, с резко отрицательным значением; здесь это цвет проказы, сопровождающийся отвратительными и ужасающими образами нездоровой плоти, нарывов и опухолей. С другой стороны, иногда белый связывается с праздниками и привилегиями, в том числе царскими. В песни Деворы люди, сидящие на богатых коврах, едут на белых ослах (Суд.5:10). Когда Артаксеркс демонстрирует свое царское великолепие, среди украшений его семидневного пира присутствуют белые льняные завесы (Есф.1:6), а когда Мардохею воздают почести, он одет в бело-голубую царскую одежду (Есф.8:15). Автор Екклесиаста пишет, намекая на праздничную обстановку: «Да будут во всякое время одежды твои светлы» (Ек.9:8).

Когда мы переходим к библейским упоминаниям о небесной или трансцендентной реальности, белый цвет становится еще ослепительнее. Белый указывает на сверхъестественное, неземное сияние Ветхого днями на престоле: его «одеяние... бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь» (Дан.7:9). При преображении лицо Иисуса «сияет, как солнце» (Мф.17:2), а одежды Его становятся «блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белилыцик не может выбелить» (Мк.9:3; см. также Лк.9:29). Сходные образы трансцендентного сияния связаны с ангелами, которые явились при воскресении (Мф.28:3; Мк.16:5; Ин.20:12) и вознесении (Деян.1:10).

Поэтому неудивительно, что чаще всего белый цвет упоминают авторы, у которых были апокалиптические видения (пятнадцать упоминаний в одной Книге Откровение). В этих видениях присутствуют белые кони (Зах.1:8; 6:3, 6; Откр.6:2; 19:11, 14). Прославленные святые и ангелы на небесах одеты в белое (Откр.3:4–5, 18; 4;4; 6:11; 7:9, 13–14; 19:14). Наше воображение волнуют знаменитые образы белых камней с именами, которые верующие получат на небесах (Откр.2:17); белого облака, окружающего «подобного Сыну Человеческому», Который приходит собирать на земле урожай (Откр.14:14 {«светлое»}); и «великого белого престола» Божьего суда (Откр.20:11).

К нашему удивлению, в библейской символике белый не противопоставляется черному (несмотря на великую библейскую антитезу света и тьмы). Единственный раз он противопоставлен красному – в знаменитом стихе у Исаии, где Бог превращает красноту греха в белизну снега и шерсти (Ис.1:18).

См. также: ЗЕЛЕНЬ, ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ; ЗУБЫ; МОЛОКО; ОБЛАКО; ОЧИЩЕНИЕ; СВЕТ; СНЕГ; ЦВЕТА; ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ; ЧИСТОТА; ШЕРСТЬ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle