Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Зелень, зеленый цвет

(Green)

Зеленый цвет – цвет растительной жизни. Это идеальный образ, выражающий состояние, к которому стремится природный мир. С ним связаны понятия о надежности, средствах к существованию и красоте. В большей степени, чем другие краски, он служит обозначением природы в ее идеальной форме. Образ «зеленых пажитей» и «вод тихих» (Пс.22:2 {«злачных»}) – одна из самых выразительных картин в поэтических книгах. На всем протяжении Библии зеленый цвет служит выражением нормы, а его отсутствие рассматривается как смертоносное. Соответственно, зеленый цвет означает Божье благоволение и обеспечение, а лишение его – Его суд и немилость.

Соотнесение зеленого цвета с жизнью и изобилием впервые проявилось в конце процесса творения, когда Бог дал сотворенным Им животным «всю зелень травную в пищу» (Быт.1:30). После потопа Ной, как второй Адам, получил те же продукты питания, если не считать, что к «зелени травной» Бог добавил «все движущееся, что живет» (Быт.9:3). С тех пор зелень растительного мира стала библейским образцом богатства природы. В пророчестве Иоиля, наряду с картиной «дерева, приносящего плод свой» и «смоковницы и виноградной лозы» в полной силе, показаны «пастбища пустыни», где произрастает трава (Иоил.2:22). В том же духе Иеремия рисует картину дерева, посаженного у воды, листья которого остаются зелеными, благодаря чему оно «не перестает приносить плод» (Иер.17:8).

В зелени природы выражается не только функциональная предпосылка существования жизни, но и эстетическая красота. В образе «зеленых пажитей» и «вод тихих» из Пс.22:2 мы видим радующий глаз пышный пасторальный пейзаж (можно попутно отметить, что пасомый не ест и не пьет, а отдыхает в полдень). Такие же ассоциации вызывает мягкость зеленой травы, например, когда Иисус «повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве» (Мк.6:39), прежде чем накормить их, в перекликающемся с Пс.22 рассказе, в котором Иисус как пастырь (Мк.6:34) учит народ на берегу (у воды). В Песни песней в словах «ложе у нас – зелень» выражается оценка эстетической красоты жилища возлюбленного (Песн.1:15).

Если зелень служит выражением жизни и Божьего благоволения к людям и природе, ее отсутствие означает смерть и суд или немилость Бога. Соответственно, мы видим группу образов смерти, в которых природа показана не зеленой: «ветви его не будут зеленеть» (Иов.15:32); «луга засохли, трава выгорела, не стало зелени» (Ис.15:6); «зеленеющее дерево иссушаю» (Иез.17:24); «он пожрет в тебе всякое дерево зеленеющее» (Иез.20:47). Апокалиптический вариант этого образа представляет собой видение первой трубы в Откровении, когда одно из природных бедствий выразилось в том, что «вся трава зеленая сгорела» (Откр.8:7).

Помимо образов зеленой растительности в прямом и физическом смысле, в Писании мы видим три вида символического использования образа. Во-первых, если зелень так тесно связывается в нашем представлении с природной жизнью и продуктами питания, выглядит совершенно естественным, что в человеческом воображении она превращается в символ процветания. Поэтому псалмопевец праведника сравнивает с «зеленеющей маслиной в доме Божием» (Пс.51:10), а плодовитого в старости называет «сочным и зеленым» (Пс.91:15 {«свеж»}). В том же духе мудрец заявляет, что «праведники, как лист, будут зеленеть» (Притч.11:28), а Иеремия сравнивает Иудею во времена ее процветания с «зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами» (Иер.11:16).

Во-вторых, в условиях страны, где часто наступает засуха, зелень для библейских авторов символизировала последующий упадок или приближение смерти. Зеленая растительность могла быстро исчезать. В Книге Иова есть известное высказывание, что нечестивый «зеленеет... пред солнцем» (Иов.8:16), то есть находится на грани уничтожения. Говоря о неизбежности падения нечестивцев, псалмопевец предсказывает, что они, «как зеленеющий злак, увянут» (Пс.36:2).

Наконец, в свете соотнесения зелени с жизнью она в древности связывалась с религиями плодородия. В Ветхом Завете стереотипное выражение «под всяким зеленеющим деревом» в привязке к языческим обрядам используется одиннадцать раз (Втор.12:2; 3Цар.14:23; 4Цар.16:4; 17:10; 2Пар.28:4; Ис.57:5; Иер.2:20; 3:6, 13; 17:2; Иез.6:13 {в большинстве случаев: «ветвистым», «тенистым»}). Неверные израильтяне сооружали языческие капища и занимались сакральной проституцией в рощах.

См. также: ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ; ЗАПУСТЕНИЕ, ПУСТОШЬ, ПУСТЫНЯ; ЛИСТ, ЛИСТВА; ПАСТБИЩЕ, ПАЖИТЬ; ПРИРОДА; ПУСТЫНЯ; РАСТЕНИЯ; САД; ТРАВА; ЦВЕТА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle