Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Растения

(Plants)

Образы растений встречаются в Библии повсеместно как в прямом, так и в метафорическом смысле. Было бы удивительно, если бы растения не занимали видного места в книге, близкой к природе и внешнему миру. Некоторым наиболее примечательным растениям в этом словаре посвящены отдельные статьи, и здесь предметом обсуждения будут общие принципы использования образа растений в Библии.

Образы жизни. Растения – органические и живые создания. Поэтому в Библии они часто служат образом жизненной силы. В Пс.1, например, противопоставляя жизнь смерти, поэт использует образ растения для выражения самой сущности жизни: праведный «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет» (Пс.1:3). При символическом изображении жизни растения в Библии часто связываются с водой, особенно ценной в засушливом климате. «Человек, который надеется на Господа... будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока... лист его зелен, и во время засухи оно не боится» (Иер.17:7–8).

Растения ассоциируются не только с жизнью в противоположность смерти, но и с ростом в противоположность застою. В Ис.61:11, например, проявление Господом «правды и славы» сравнивается с тем, как «земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем». В Песни песней, библейском победном гимне весны, описывается, как «цветы показались на земле... смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние» (Песн.2:12–13). В качестве образа роста Осия использует расцветающие, пускающие корни и разрастающиеся растения (Ос.14:6–7).

В качестве образов жизни и роста растения символизируют также плодородие и, следовательно, изобилие. Этот мотив выражается в нарисованной Иезекиилем картине плодоносного дерева: «У потока по берегам его с той и другой стороны будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые» (Иез.47:12). В крестьянском воображении изобилие тесно связывается с растениями. Растительный мир занимает значительное место в изображенной Моисеем картине обетованной земли, в которую должен войти Израиль: «Господь, Бог твой, ведет тебя... в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья» (Втор.8:7–8).

Свойства растений как живых, развивающихся и плодоносных организмов делает их важным источником метафор и сравнений, связанных с человеческой жизнью. Для выражения мысли о преуспевании людей поэт говорит о них, что они цветут «как цвет полевой» (Пс.102:15). В хорошей семье жена «как плодовитая лоза», а дети «как масличные ветви» (Пс.127:3). Самые лучшие сыновья – «как разросшиеся растения» (Пс.143:12).

Образы разложения и смерти. Те же свойства, которые делают растения образом жизни, делают их и образом непостоянства. Если растения могут расти, они могут и увядать. Они живут, но они и умирают. Для выражения мысли о мимолетности библейские авторы чаще всего используют в качестве символов именно растения. Например, мы видим образы «увядшего цветка» (Ис.28:4) и засохшей травы (Пс.101:5, 12; 1Пет.1:24). Иаков рисует картину в удручающих красках: «Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее» (Иак.1:11). Если трава не завянет от засухи и зноя, ее могут затоптать ногами или скосить (Пс.36:2).

Быстрый рост растений нередко служит для обозначения столь же быстрого угасания: человек цветет, «как цвет полевой», но «пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (Пс.102:15–16). Яркий пример использования растений в качестве символа быстротечности представляет собой Пс.89, размышление о человеческой смертности, где Бог изображается уносящим людей, «как траву, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает» (Пс.89:6). Или: «Всякая плоть – трава, и вся красота ее, как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет» (Ис.40:6–7).

Растения в притчах, сравнениях и метафорах. Помимо притчей, как о сеятеле (Лк.8:5), о закваске (Мф.13:33), о плевелах (Мф.13:24–30) и о горчичном зерне (Мф.13:31), образы растений используются еще в сравнениях и метафорах. Иудея опять пустит корни и принесет плод (4Цар.19:30); Страдающий Раб «взошел», «как отпрыск и как росток из сухой земли» (Ис.53:2). Иисус предупреждал фарисеев, что «всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Мф.15:13). Псалмопевец напоминает о мимолетности жизни (часто повторяющаяся библейская тема), которая подобна траве и полевым цветам короткой палестинской весны, когда горячий ветер иссушает землю и губит растительность, или же когда растения используются как топливо (Пс.36:2; 101:5, 12; 102:15–16; 128:6; Ис.37:27; Мф.6:30; Иак.1:10–11; 1Пет.1:24). Вместе с тем, природная красота лилии сравнима со славой Соломона (Мф.6:28–29; Лк.12:27), а вера с горчичное зерно может совершать великие дела (Мф.17:20).

Сорняки, затрудняющие рост посевов, служат наглядным примером зла, как в случае с плевелами, посеянными между пшеницей (Мф.13:25, 36), и отступниками, над которыми явится суд и которые «как ядовитая трава на бороздах поля» (Ос.10:4). На сухих полях растут терния и волчцы – проклятие Адама (Быт.3:18). Они подавляют ростки пшеницы, как «забота века сего и обольщение богатства заглушает слово» Божье (Мф.13:22). Такие растения достойны лишь сожжения, как и Отступники (Евр.6:6–8; ср. Ис.33:12) и нечестивые (2Цар.23:6–7). Тернии подстерегают «на пути коварного» (Притч.22:5). «Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов» (Притч.26:9). Колючий терн и чертополох – признаки полного запустения (Ис.34:13; Ос.9:6), от таких растений нельзя ожидать никаких полезных плодов (Иер.12:13; Лк.6:44). Бог, однако, явился Моисею в горящем кусте, который не сгорел (Исх.3:2–4).

В пустыне во множестве произрастают колючие растения и полынь (которая символизирует душевную горечь или растление), а также желчь (растение, из которого приготовляли ядовитый напиток; Втор.29:18; Ам.5:7; Иер.9:15; 23:15; Плч.3:15,19; ср. Откр.8:10–11). Но пророк Исаия обещает, что «возвеселится пустыня... и расцветет как нарцисс. Великолепно будет цвести и радоваться» (Ис.35:1–2). Кроме того, в пустыне Бог дал страдавшим от голода израильтянам манну. Манна буквально означает «Что это?». Именно таким вопросом всегда задавались библейские толкователи – единственное, что о ней известно, это то, что она «была подобна кориандровому семени, видом как бдолах» (Чис.11:7).

В тех местах пустыни, где есть вода, в изобилии растет тростник. Фараону снилось, что коровы питаются на берегу Нила тростником (Быт.41:18); высокий тростник, растущий в воде, колеблется от ветра (3Цар.14:15; Мф.11:7). А осоковый папирус (Cyperus papyrus) склоняет свое соцветие подобно тому, как склоняет голову постящийся человек (Ис.58:5). Надломленным тростником (Мф.12:20) нельзя пользоваться при ходьбе как тростью, но «Отрок Мой» ее не переломит и льна курящегося не угасит (Ис.42:3; Мф.12:20). Это показывает, что Иисус будет снисходителен к людям с учетом их способностей и положения.

Растения как символы. Некоторые виды растений служат особыми библейскими символами. Виноградная лоза и виноградник символизируют народ Израиля, который назван «виноградной лозой из Египта» (Пс.79:9). Исаия рассказывает притчу, основанную на этом образе: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его» (Ис.5:7). Иеремия видит врагов сборщиками винограда, лишающими Израиль всего (Иер.6:9). Пророк Осия тоже сравнивает Израиль с «ветвистым виноградом, умножающим для себя плод» (Ос.10:1; ср. Иез.17). Виноградник – символ благополучия (3Цар.4:25) и источник видений (Быт.40:9). Золотая виноградная лоза украшала фасад второго храма, и Иисус сказал о Себе: «Я есмь истинная виноградная Лоза» (Ин.15:1).

Религиозные образы. Последняя группа образов растений связана с украшением обстановки храма. Читаем о резных изображениях растений на стенах (3Цар.6:29) и дверях (3Цар.6:32, 35). Медные столбы были украшены лилиями и гранатовыми яблоками (3Цар.7:15–22; 2Пар.3:15–17). Светильник (menorah) имел семь ответвлений в виде стеблей с цветками «распустившейся лилии» (Исх.25:32; ср. «миндальный цветок», Исх.25:34), море литое тоже имело украшения в виде распустившихся лилий (3Цар.7:26). Таким образом, когда израильские верующие смотрели на различные изображения в самом святом месте своей духовной жизни, они видели не ангелов и херувимов, а природные растения.

См. также: ВЕТВИ; ВИНОГРАД, ВИНОГРАДНИК, ЛОЗА; ГОРЧИЧНОЕ ЗЕРНО; ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ; ДРЕВО ЖИЗНИ; КОРЕНЬ; ЛИСТ, ЛИСТВА; ПАЛЬМА; ПРИРОДА; СЕМЯ; СЕЯНИЕ, СЕЯТЕЛЬ; СМОКВА, СМОКОВНИЦА; ТРАВА; ЦВЕТЫ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle