Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Корень

(Root)

В Библии по большей части представлено аграрное общество, состоящее из земледельцев, чья жизнь зависит от умения выращивать урожай (см. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО). Общеизвестно, что рост растений основывается на сильной корневой системе. Если корни засыхают из-за недостатка воды или вырываются из земли, растение быстро увядает и умирает (Иов.8:16–19). Не удивительно поэтому, что образ растения с сильными корнями используется в Библии как символ стабильности и роста, а противоположный образ увядшего или лишенного корней растения – как образное описание суда и погибели.

В противоположность нечестивым, которые выглядят порой укоренившимися и благополучными (Иер.12:2), но не способны пережить бедствия (Иов.5:3; 18:16; Мал.4:1), уповающие на Господа подобны дереву, пускающему корни у потока (Иер.17:7–8). Его листья остаются зелеными, и оно не перестает приносить плод даже в жаркую погоду и в засуху. Точно так же вера праведных поддерживает их в трудные времена, ибо Бог, на Которого они уповают, дает им необходимое и оберегает их от причинения вреда. Новозаветные верующие призываются укорениться в Господе Иисусе (Кол.2:7) и в Его великой любви (Еф.3:17–19), чтобы обрести крепкое основание. Когда наступают неблагоприятные времена, такие укоренившиеся растения продолжают плодоносить, в отличие от растений, посаженных на каменистой почве. Последние всходят быстро, но у них нет корневой системы. Когда начинаются неприятности, они увядают (Мф.13:6, 21, пар. Мк.4:6, 17; Лк.8:6, 13).

В Ветхом Завете образ корня часто ассоциируется с Израилем. Бог насадил Свой заветный народ Израиль в обетованной земле, где он укоренился и вырос в большую виноградную лозу (Пс.79:9–12; см. также Иез.19:10–11). Когда Израиль проявляет неповиновение Господу завета, суд Божий лишает народ жизненных сил и его выдающегося положения, превращая его в чахлое растение с истлевающим и иссыхающим корнем (Ис.5:24; Ос.9:16). В конце концов Бог вырвет Свой народ с корнем (3Цар.14:15) и оставит его на милость знойного восточного ветра (Иез.17:9–10; 19:12). Тем не менее Господь сохранит уцелевший после суда остаток (4Цар.19:30, пар. Ис.37:31), и Он обещает восстановить однажды силу и влияние Израиля. В эти дни Его народ укоренится и превратится в большое цветущее дерево (Ис.27:6; Ос.14:5–7).

Образом иссохшего или вырванного с корнем дерева пророки иногда пользуются для изображения Божьего суда над иноземными народами. Могущественные аморреи выглядят крепкими, как кедр или дуб, но Господь уничтожает корни этого высокого дерева и валит его на землю (Ам.2:9). Он угрожает уморить корень филистимлян голодом (Ис.14:30) и предупреждает, что фараон, который подобен высокому дереву с сильными корнями, хорошо обеспеченными водой, будет срублен (Иез.31:2–14). Как полновластный правитель мира Господь насаждает и искореняет царей по Своему усмотрению (Ис.40:24). Ярким примером служит вавилонский царь Навуходоносор (Дан.4). По мере расширения власти и полномочий он уподобляется большому дереву, но затем Бог повелевает срубить это дерево. Вместе с тем, Он постановляет сохранить ствол и корни Навуходоносора, дабы когда непокорный усвоит этот урок, его величие могло быть восстановлено.

Вслед за ветхозаветными пророками образом иссохшего или вырванного с корнем растения в качестве символа суда пользуется Иисус. Обличая фарисеев, Он предупреждает, что всякое растение, которое насадил не Бог, искоренится (Мф.15:13). Иисус проклинает бесплодную смоковницу, и она засыхает до корней (Мк.11:12–14, 20–21). Это дерево символизирует современное Иисусу поколение иудеев; засыхание корней предвосхищает суд над этим поколением, который наступит вскоре (Мф.3:10; Лк.3:9).

Поскольку корень растения можно рассматривать как источник его жизни, в Библии этот образ символизирует в ряде случаев источник жизненной силы кого-либо или чего-либо. По словам Исаии, идеальный царь эсхатона произрастет из «корня Иессеева», то есть он произойдет из рода Давида (Ис.11:1, 10; см. также Рим.15:12; Откр.5:5; 22:16). Павел видел в Израиле «корень», из которого разовьется Божий народ (Рим.11:16, 18). Он также предупреждал, что сребролюбие есть корень или источник всех зол (1Тим.6:10). Идолопоклонство и грех как таковой сравниваются с ядовитым корнем, оскверняющим Божье заветное сообщество (Втор.29:18; Евр.12:15).

Наконец, образ ростка, посаженного неглубоко в сухую землю, Исаия использует для выражения мысли о кажущейся незначительности Страдающего Раба Божьего (Ис.53:2). Когда Израиль впервые увидел Его, в Нем не было ни величия, ни привлекательности (Ис.53:2–3), но, к большому удивлению людей, Бог провозглашает возвышение и грядущее превознесение Раба (Ис.53:12).

См. также: ВЕТВИ; ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ; ЛИСТ, ЛИСТВА; РАСТЕНИЯ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle