Лист, листва
(Leaf)
В библейском образе листвы наблюдается любопытная двойственность. Он соотносится как со здоровьем, так и с разложением, как с изобилием, так и с потерей. Не удивительно, что в нем просматриваются многие аналогии с образом плода.
На древнем Ближнем Востоке практическое применение находили разного рода листья. Например, листья самшита использовались как дубильное вещество, листья куманики жевали при кровотечении из десен или накладывали на ожоги, листья смоковницы вплетали в корзины, листья масличного дерева служили вяжущим средством, а листья сикомора и грецкого ореха использовались при перевязке ран (см. Jacob and Jacob).
В случае с плодовыми деревьями наличия листвы, пусть даже обильной, недостаточно. Поэтому одно из немногочисленных проклятий, сошедших с уст Иисуса, было направлено на бесплодную смоковницу. Не найдя на ней ничего, кроме листьев, Иисус проклял дерево словами: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек» (Мк.11:14). На следующий день Его слова в точности исполнились (Мк.11:21).
В других случаях Божий гнев против Его народа выражается не только в отсутствии плодов, но и в опадении и увядании листьев. Например, Исаия предупреждает народ, что он будет «как дуб, которого лист опал» (Ис.1:30). Иеремия пишет о дне, когда деревья Иудеи будут отражать судьбу народа: «До конца оберу их... не останется ни одной виноградины на лозе, ни смоквы на смоковнице, и лист опадет» (Иер.8:13). Листья, непригодные для пищи, вдвойне бесполезны, когда они засыхают и умирают. Образ этих увядающих листьев связывается в воображении с отчаянием тех, кто подвергается Божьему суду..
Именно образ листвы делает особенно выразительной картину, нарисованную Иезекиилем. В описании восстановления храма и возвращения в него Господа он изображает реку, вытекающую из обновленного святилища. По ее берегам растут деревья с плодами для пищи и листьями для «врачевания» (Иез.47:12). В этом выражается преизбыток Божьего благословения – даже в нынешнее время их ограниченные лекарственные свойства становятся источником истинного исцеления. Это описание деревьев на берегу святой реки имеет настолько важный смысл, что оно повторяется в сделанном Иоанном описании нового Иерусалима. На этот раз листья деревьев предназначены «для исцеления народов» (Откр.22:2).
Есть и другие случаи, когда пышная листва соотносится с Божьим благословением в более обычном смысле. Так, в Пс.1 праведник изображается «как дерево, посаженное при потоках вод... лист которого не вянет» (Пс.1:3). Уповающий на Господа сравнивается Иеремией с деревом, листья которого всегда остаются зелеными (Иер.17:8). На неплодоносных деревьях выражением жизни, здоровья и Божьего благословения служат листья. Как и в органическом образе виноградной лозы, в этой картине проявляется жизненно необходимая связь человека с Богом.
См. также: ВЕТВИ; ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ; ДРЕВО ЖИЗНИ; КОРЕНЬ; СМОКВА, СМОКОВНИЦА.
Библиография:
I. Jacob and W. Jacob, «Florae, ABD 2:803–17.