Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Лирика

(Lyric)

Понятие поэма почти синонимично лирике. Лирическое стихотворение – это короткая поэма, которая может исполняться напевно или в сопровождении музыкальных инструментов и в которой выражаются мысли и чувства автора, выступающего от первого лица («я» или «мы»). Непременным атрибутом лирического произведения считается субъективная или личная сторона. Лирические поэты высказывают свои собственные чувства, а не проецируют их на других персонажей. По существу лирическое произведение – это как бы подслушанный разговор, хотя автор может говорить и от лица какой-то группы или читателя. Хорошая лирика подобна хорошей совместной молитве – одновременно личной и общей, выражающей одновременно личный взгляд и то, что верующие хотят услышать.

Отличительной особенностью лирики считается обычно эмоциональность, и действительно, выражение чувств составляет основное содержание лирической поэзии. Но в Псалтири по сравнению с лирической поэзией в целом пропорционально большее место занимает другая составляющая – мысли, созерцание и размышления. При наличии эмоциональной и созерцательной лирики не стоит рассчитывать найти в ней какую-то общую линию. Вместе с тем, лирических поэтов гораздо больше интересует создание определенного настроения, чем изображение действия.

Лирика – это яркая речь для выражения высоких чувств или полученного прозрения. Поэтому она часто отличается резкими переходами и в ней обычно не бывает плавного развития темы. Как в созерцательной, так и в эмоциональной лирике отражается реакция поэта на какой-то побудительный мотив, и в ней часто подразумевается наличие определенной ситуации, лежащей в основании произведения.

Лирические стихи обычно бывают короткими. Соответственно, к ним надо относиться как к самостоятельным единицам, а не как к главам в книге. В лирическом произведении выражаются самые сокровенные мысли и чувства, однако в нем нет полного раскрытия какой-либо определенной темы или последовательного показа в связи с пережитым опытом. Оно привлекает внимание к какому-то важному моменту, но не предлагает систематизированного и обоснованного философского взгляда по данному вопросу. К этому надо добавить, что лирика часто бывает гиперболизированной и в результате отражает эмоциональное, а не буквальное понимание истины. Краткость лирических произведений требует единообразия в их восприятии. Такому восприятию препятствует чтение лирики как сборника отдельных стихов. Чтобы охватить единство сборника лирических стихов, лучше всего относиться к нему как одному тематическому целому или как к вариациям на тему.

Лирическое произведение обычно состоит из трех частей. Оно начинается с заявления о главной теме. Объединяющим элементом могут быть чувство, мысль или ситуация, в которой оказался поэт. Эта часть может выражаться в мольбе, ссылке на определенную ситуацию, обращении к читателям, высказывании мысли, чувства или просто в восклицании. Главная тема получает развитие в основной части произведения. Для развития темы лирические поэты используют четыре художественных приема: повтор, противопоставление, перечисление и аналогия (переход от одной темы к связанной с ней). Затем лирическая поэма заканчивается – на ноте развязки или завершения. В псалмах эта развязка часто выражается в краткой молитве или пожелании, придающим поэме завершенность.

См. также: ПСАЛТИРЬ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle