Безумие, сумасшествие, безрассудство
(Madness)
В библейские времена сумасшествия в понимании современных психологов просто- напросто не существовало. Тем не менее мы видим примеры иррационального и ненормального поведения. Страдающих такими недугами обычно боялись и сторонились, так как считалось, что они каким-то образом связаны с божеством или бесовскими силами (ср. 1Цар.21:12–15). Действительно, к безумию относились как к последствию наказания свыше (Втор.28:28; Зах.12:4). Бог послал злого духа, изводившего Саула (1Цар.16:14–16; 3Цар.22:19–23), в результате чего он впал в депрессивное состояние с желанием совершить убийство (1Цар.18:10–11); иногда это состояние успокаивалось музыкой (1Цар.16:23), но не всегда (1Цар.18:10). Саул демонстрировал и другие проявления психоза, в том числе истерического (напр., 1Цар.19:24) и параноидального (1Цар.20:30–34) поведения. В Библии его безумие ясно связывается с непослушанием Богу. В Дан.4 симптомы депрессивного или психического расстройства продемонстрировал Навуходоносор, когда его тщеславие стало чрезмерным (Дан.4:29–30). Его состояние выражалось в пренебрежении своим внешним видом, галлюцинациях и звероподобном поведении. Но библейских авторов интересует не психология, а богословие. Как Саул, так и Навуходоносор восстали против Бога. Их безрассудство отражалось в поведении. Действительно, глупость приводит к определенного рода безумию – отказу жить в соответствии с раскрытой Богом мудростью и в послушании Ему, и это служит основанием метафорического понимания безумия, о котором речь пойдет ниже.
В Новом Завете Иисус часто изгоняет бесов из людей, явно страдающих психическим расстройством. Необузданность гадаринского бесноватого (Мк.5:1–20) умерилась до такой степени, что он стал «в здравом уме» (Мк.5:15). В ряде случаев бесноватыми показаны немые и слепые (Мф.9:32; 12:22), которые сначала могут вести себя истерически.
В каждом из приведенных выше примеров создается впечатление хаоса и беспорядка. Это связано с нежеланием человека предоставить Богу надлежащее место почета и власти или с прямым сопротивлением бесовских сил. Поэтому в литературе мудрости используется метафорический образ безумия как следствия неблагоразумной жизни. Екклесиаст, например, интеллектуальное хвастовство характеризует как безумие (Ек.1:17; 2:12; 7:25; 9:3; 10:13). Саул также выступает прототипом безрассудного поведения, потому что он закрыл свою душу для Бога. Безрассудство Навала выразилось в неоправданно агрессивном поведении (1Цар.25:25). Это безумие или безрассудство проистекает из ошибочной оценки бытия Бога и Его целей (Пс.13:1; Ис.32:5–6; 1Кор.1:25, 27). Порой это просто глупость (напр., Притч.10:14; 14:15; 18:13). Но нередко безумие объясняется неспособностью правильно воспринимать суть вопросов (напр., Лк.11:40), или склонностью делать неверный нравственный выбор (напр., Притч.9:13–18; Лк.12:20), или невежеством (Притч.1:22; 14:6). Таково безумие (Лк.6:11; ср. 2Пет. 2:16).
См. также: БЕСЫ, ЗЛЫЕ ДУХИ; ГЛУПОСТЬ, БЕЗРАССУДСТВО.