Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Сны, видения

(Dreams, visions)

Сновидения и связанные с ними образы – неотъемлемая часть древнейших историй как в Библии, так и в другой литературе. Древние отличали сны от видений, но часто пользовались этими понятиями как равнозначными. В Писании упоминается о ночных видениях (Быт.46:2; Иов.4:13; 20:8; 33:15; Дан.2:19; 7:2, 7, 13), о ночных сновидениях (Ис.29:7) и о видениях ночью (Деян.18:9). Как и в случае с видениями, часто уточняется, что явления во сне происходили ночью (Быт.20:3; 31:24; 40:5; 41:11; 3Цар.3:5). В поэтических отрывках образы сна и видения соединяются (Иов.33:15; Ис.29:7; Дан.7:1–2). С учетом этого было бы неразумно проводить между ними какое-то различие, если не считать того очевидного факта, что видения могут являться в дневное время, а сны обычно связываются с ночью. Бог вмешивается в человеческие дела как в снах, так и в видениях.

Сновидение как образ гласа Божьего в ночи. Частые упоминания в Писании о снах и их последствиях указывают на значение Божьего откровения в жизни конкретных людей. В древности не обязательно считалось, что сны имеют божественное происхождение, но, за небольшими исключениями (см. ниже), обычные сны или ночные кошмары не играют особой роли в библейских рассказах. В Библии неоднократно указывается на сон как на надежный способ «вопросить Господа» (или получить прорицание), особенно в тех случаях, когда слово Господа приходит в ночи (1Цар.3, прежде всего 1Цар.3:15; 2Цар.7:4, 17).

Порой Божьи послания кажутся непонятными (загадочными для нас как для непосвященных), и тогда требуется истолкователь сна. Но «слово Господа» не обязательно оказывается видением во сне. Иногда в случае получения таких откровений слово сон не употребляется. У многих «вопрошающих Бога» сон просто подразумевается, но фактически о нем не говорится. Слово Господа пришло ночью к Нафану (2Цар.7:4, 17, пар. 1Пар.17:3, 15) и к Гедеону (Суд.6:25; 7:9). Исаия пишет: «Душою моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя» (Ис.26:9). Осия отмечает, что пророки обычно претыкаются ночью (Ос.4:5). Михей считает, что отсутствие откровения равнозначно ночи без видения (Мих.3:6). Когда слово Господа пришло к Захарии, он описал это следующим образом: «Видел я ночью...» (Зах.1:8). Ночь – это то время, когда ожидалось услышать глас Бога или получить от Него откровение. Но, вместе с тем, в Ветхом Завете показан прецедент получения видения во время крепкого сна днем (Быт.15:12), и в Новом Завете эта тема повторяется (Деян.10:10; 22:17 {в обоих случаях – «исступление»}).

Сновидения ясные и непонятные. В одних снах их значение выражается совершенно ясно или Бог говорит прямо (Быт.31:24), в других присутствует символика, хотя иногда и достаточно очевидная. Братьям Иосифа не нужен был истолкователь, чтобы понять общеизвестную символику его сна (Быт.37:8). Слишком ясным смыслом сна Иосифа обеспокоился даже его любящий отец. Сон врага Гедеона тоже не нуждался в объяснении (Суд.7:13). В некоторых же снах присутствовал настолько скрытый метафорический смысл, что для их истолкования требовался мудрый муж (такой как Иосиф или Даниил). Объяснения потребовали сон фараона о коровах (Быт.41) и сны виночерпия и хлебодара (Быт.40:5–19). (Сон фараона повторился дважды, чтобы он наверняка запомнился ему; у Петра видение повторилось трижды [Деян. 10:16], но смысл его он понял лишь позже [Деян. 10:17].) Во сне Навуходоносора ставки повысились еще больше – потребовалось не только истолкование, но и переосмысление своей позиции (Дан.2). Некоторые откровения во сне понять так же трудно, как прочитать запечатанную книгу (Ис.29:11). Продолжая метафору Исаии, Иоанн отмечает, что человек не достоин раскрыть книгу (Откр.5:1–2), подразумевая тем самым, что сны откровения бывают непонятными, потому что нет людей, достойных общения с Богом.

Сновидение как прорицание (ответ, который хотят получить от Бога). Смысл распространенного ветхозаветного выражения «вопросить Бога» сводится к необходимости получения Божьего пророчества, причем, как правило, во сне. Древние старались спать в святых местах, где им могли бы сниться нужные сны. Фараоны, как и угаритские правители, спали в храмах в надежде получить сновидения, называвшиеся инкубациями. Ассирийский царь, будучи главой своих священников, искал сновидений ночью в своем храме. Греческие молящиеся считали, что они могут исцелиться поклонением во сне Асклепию.

В Библии упоминается об общении таким способом с языческими божествами (Ис.65:4), но, возможно, подобным же образом связывались с Богом и некоторые ветхозаветные герои. Иаков после сновидения помазал камень и назвал его Вефиль, то есть «святилище» или «дом Божий» (Быт.28). Самуил, когда слово от Бога и видения стали нечастыми, решил спать не на своем месте, как Илий, а в храме (1Цар.3:1–3), надеясь, по-видимому, получить первое пророческое сновидение (1Цар.3:7). Ясность гласа в сновидении (1Цар.3:15) как будто бы удивила Самуила, но не удивила опытного Илия. (Деятельность Самуила как Божьего глашатая продолжалась с момента, когда он впервые услышал голос [1Цар. 3:4–10], утвердивший его пророком [1Цар. 3:20], до эпизода в Аэндоре [1Цар. 28:14] с его последним пророчеством о будущем. В обоих этих случаях прорицания имели роковые последствия как для его предшественника, так и для остававшегося после него.) Соломон спал у жертвенника в Гаваоне, где ему во сне явился Бог (3Цар.3:4–5). Саул пожаловался, что Бог не отвечает ему больше во сне, когда этот канал общения закрылся (1Цар.28:15).

Подобно ветхозаветным инкубациям, в Новом Завете видения приходят к молящимся: Захарии (Лк.1:10–11), Иисусу во время преображения (Лк.9:29–30), Корнилию (Деян.10:2–3), Петру (Деян.10:9–10; 11:5), Павлу (Деян.9:11–12; 22:17; 23:11).

Бог пользовался сновидениями для раскрытия Своего слова; вместе с тем, некоторые формы поиска прорицаний не допускались. Некромантия (обращение к духам умерших) категорически запрещалась как осквернение (Лев.19:31; 20:6; Втор.18:11), однако этот обычай поддерживался соблазном получить предсказание от мертвых. В Книге Исаии есть ссылки на инкубации в могилах для получения откровений из преисподней от божеств и духов (Ис.8:19–20; 28:15–22; 65:4). В Древнем мире распространено было верование, что духи умерших могут смутно передавать свои знания через сновидения. В других случаях (см. ПРОРИЦАНИЕ) недопустимым был не способ получения прорицания, а служение какому-то духу, но не Богу (Исх.20:5).

Сновидение как прорицание. Следовательно, получение прорицания – важнейшее производное сновидения. Подобно тому как исходящие от Бога пророчества могли передаваться языческими пророками (напр., Валаамом), сновидения врагов тоже бывали знаком Божьим (Суд.7:13–15). Бог без колебания посылал сновидения представителям иных народов (Быт.20:3; Мф.27:19). В ответ на финансовые проблемы Иакова Бог послал ему сновидение, в котором показал, что его уловки не имеют никакого отношения к удивительному росту поголовья скота, ради которого он работал на Лавана (Быт.31:10–12). Эту проницательность, данную Богом Иакову, подлогом занявшему чужое место (его имя на еврейском языке означает «обманщик» или «хитрец»), можно сравнить с лукавством Одиссея и его божественным даром хитрости.

Сновидения как духи или ангелы, ангелы как сновидения. В понимании снов как откровения подразумевалась вера, что они передаются духами. Такой взгляд был почти всеобщим в культурах, в которых к сновидениям относились с почтением. В Ветхом Завете указывается, что во сне может являться или говорить как Сам Господь, так и ангел Господень: «И сказал ему Бог во сне» (Быт.20:6), «И пришел Бог... ночью во сне, и сказал» (Быт.31:24), а также: «Ангел Божий сказал мне во сне» (Быт.31:11). Ангелы обсуждали и объясняли видение Даниила (Дан.8:13–16). Еврейское и греческое слова, переводимые как «ангел», означают «вестник». Ангелы обычно сопровождают во сне послание, которое они доносят. В соответствии с ветхозаветными прецедентами, все явления ангелов, о которых рассказывает Матфей, происходят «во сне» (Мф.1:20, 24; 2:12–13, 19, 22). По сути, видения связывались с ангелами настолько часто, что, когда Петру явился ангел, Петр решил, что это не происходит «действительно» (Деян.12:9). Апокалиптическое видение Иоанну передал ангел (Откр.1:1).

По аналогии с использованием сновидений Богом, человеческими мыслями манипулировали и Божьи враги. Древние полагали, что если Божьи ангелы служат посланниками, передающими во сне слово Божье, то дурные ангелы, посланники сатаны, могут передавать дурные сны. Иову и его современникам в Месопотамии и Греции казалось, что «ночные видения» доносятся «духом» с «нераспознаваемым видом», который «проходит над» человеком, вызывает «ужас и трепет» и от которого «ухо принимает нечто» (Иов.4:12–16). Выражение «ужасы в ночи», означающее ночные кошмары, присутствует в перечне проявлений духовного зла (Пс.90:5). В амулетах и магических формулах (см. МАГИЯ), написанных заклинателями того времени, упор делался на предотвращении ночных кошмаров заклинанием бесов не возвращаться. Сексуальные сны рассматривались как выражение бесовского насилия (ср. Товит 6:14). Такие тексты, как Пс.90 и 120, доставляют утешение и успокаивают страхи, заверяя в неусыпной защите Бога.

Сновидение как обман со стороны сил зла. Некоторые сновидения отнюдь не безобидны. Они бывают страшными и пугающими (Иов.7:14). Неправильно истолкованное пророком видение либо исходило от лживого духа (3Цар.22:22–23), либо представляло собой обман (Иер.23:16, 27, 32). «Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые» (Зах.10:2). На этом фоне сновидения выглядят самообманом (ср. Иуд.1:8, о людях, грезящих во сне).

Сновидения как нечто нереальное, пустое или эфемерное. Бог действительно может говорить через сновидения, но не все сновидения исходят от Бога. Многие из них просто отвлекают внимание и смущают. В библейские времена люди не относили все сны к сверхъестественной категории. Такое понимание выражается в метафорах, приравнивающих сновидения к чему-то иллюзорному или пустому. Братья Иосифа насмехались над «сновидцем» и подозревали, что эти сны порождаются лишь самомнением Иосифа (Быт.37:19–20). Врагов Израиля не следовало бояться: они «как сон» (Ис.29:7). При возвращении на Сион люди чувствовали себя «как бы видящими во сне» (Пс.125:1). Позавидовав сначала благосостоянию нечестивых, псалмопевец затем приходит к пониманию, что их временный успех заканчивается внезапным крушением и делает их самих столь же иллюзорными, как «сновидение по пробуждении» или как «мечты» (Пс.72:20). Сирах (Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова) пренебрежительно относился к сновидениям: ворожба, приметы и истолкования снов – все это глупости, фантазии, подобные тем, которые возникают у женщины, вынашивающей ребенка (Сир. 23:36).

Сновидение как обычное человеческое состояние. В Библии есть указания, что к снам тогда относились примерно так же, как сейчас. В метафоре Исаии «и как голодному снится, будто он ест, но пробуждается» содержится намек на неоднократно повторяющиеся ночные кошмары или на сны в духе Сизифа (Ис.29:8). В своей апокрифической книге Сирах пишет о человеке, который «почти совсем не имеет покоя, и потому во сне он, как днем, на страже» (имеется в виду стрессовая ситуация, Сир. 40:6). Придерживаясь своего прагматичного взгляда на вещи, Екклесиаст говорит о трудности и ненадежности понимания и истолкования снов: «Сновидения бывают при множестве забот» (Ек.5:2). Мысль о возможности совершенно разных истолкований снов находит выражение в его замечании: «Во множестве сновидений, как и во множестве слов, много суеты» (Ек.5:6). Иову, ставшему мишенью Всевышнего, успокоения не приносил даже сон: «Ты страшишь меня снами, и видениями пугаешь меня» (Иов.7:14). Но даже эти самые что ни на есть человеческие сны могут содержать полезный совет (Пс.15:7).

Сновидения как проявление духовного здоровья. В замечании, что «слово Господне было редко в те дни, видения были не часты», выражается мысль о моральном разложении Израиля (1Цар.3:1). Грех в стане препятствует получению пророческого сна (1Цар.14:37–38). Прекращение видений и предвещаний свидетельствует о том, что Бог оставил народ (Мих.3:6–7). Духовный крах страны выливается в материальный, когда «пророки ее не сподобляются видений от Господа» (Плч.2:9). Господь обещает Иезекиилю заменить поговорку «много дней пройдет, и всякое пророческое видение исчезнет» поговоркой «близки дни исполнения всякого видения пророческого» (Иез.12:22–23). Необходимым условием исполнения пророчества о возвращении снов и видений показывается очищение народа и излияние на него Божьего Духа (Иоил.2:28; Деян.2:17).

См. также: АНГЕЛЫ; АПОКАЛИПТИКА; ИОСИФ, ПАТРИАРХ; КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА; ПОПЫТКИ ОТМЕНИТЬ ПРОРОЧЕСТВО; ПРОРИЦАНИЕ; ПРОРОК, ПРОРОЧИЦА; ПРОРОЧЕСТВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ; ПРОРОЧЕСТВО В НОВОМ ЗАВЕТЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle