Собаки, псы
(Dogs)
В западном понимании выражение «собачья жизнь» связывается с жизнью, лишенной забот, но в библейском контексте читатель видит в нем образы убожества, мрачной нищеты и жизни изгоя на самом низу общественной лестницы.
При изображении собак неоднократно обращается внимание на их отвратительную и неподходящую пищу. Они пожирают объедки с человеческого стола, которые обычно бывают просто крохами (Мф.15:26–27; Мк.7:27–28). Никому не придет в голову давать им качественную провизию (Мф.7:6). Поэтому собаки всегда голодны и постоянно рыщут в поисках пищи. Поскольку находят они только отбросы, они могут питаться самыми отвратительными (Притч.26:11; 2Пет. 2:22) или непригодными для человека вещами (Исх.22:31).
Среди всех одомашненных животных с особым отвращением относились к собакам, которые единственные могут поедать человеческие трупы, – отталкивающий для любого человека факт, использующийся в 3 и 4 Царств для выражения проклятия нечестивых правителей (3Цар.14:11; 16:4; 21:23–24; 4Цар.9:10, 36). Находившийся в опасности псалмопевец соединяет эти черты воедино и следующим образом изображает своих врагов: «Пусть... воют, как псы, и ходят вокруг города. Пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи» (Пс.58:15–16). Эта метафора используется также применительно к алчным лидерам Израиля: «И это псы, жадные душою, не знающие сытости» (Ис.56:11).
Не удивительно, что образ пса в Библии не раз встречается в одном ряду со свиньей (Ис.66:3; Мф.7:6; 2Пет. 2:22) – отвратительное даже для животного мира поведение этих обрядово нечистых животных поражало своим безрассудством и даже эксцентричностью.
Указав, что человеческое существование «исполнено зла» (Ек.9:3), Когелет, основной выразитель мыслей в книге, затем заявил, что лучше быть живому, чем мертвому, хотя это и достаточно относительно, так как «и псу живому лучше, нежели мертвому льву» (Ек.9:4).
Следовательно, определение человеком себя самого как пса означает желание подчеркнуть свое жалкое положение не имеющего ценности существа («мертвый пес», 1Цар.24:15; 2Цар.9:8) или неуважительное отношение к себе (1Цар.17:43; 2Цар.3:8; 4Цар.8:13). Назвать псом другого человека значит оскорбить его, поставив на нижнюю ступень общественной лестницы (2Цар.16:9). Иисус, по-видимому, намеренно напомнил о чувствах иудеев по отношению к язычникам, когда на просьбу сирофиникиянки ответил словами: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить его псам» (Мк.7:27). Но она, согласившись с таким названием и с преимуществом иудеев перед язычниками, ответила с верой: «Так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей» (Мк.7:28). С другой стороны, Павел не жалел образных выражений, когда предостерегал филиппийцев против иудействующих, пытавшихся лишить их полного членства в Божьей семье: «Берегитесь псов» (Флп.3:2).
См. также: ЖИВОТНЫЕ.