Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Попытки отменить пророчество

(Cheat the oracle)

В литературе древности рассказы о людях, безуспешно пытавшихся избежать исполнения прорицания или пророчества, были достаточно распространенными. Наиболее известный пример в греческой литературе – миф об Эдипе, в котором человеческие попытки предотвратить исполнение ужасного пророчества о братоубийстве и кровосмесительной связи привели к трагическому результату. В Библии содержится более десятка примеров этого архетипа. Ни в одном из этих рассказов отменить Божье пророчество не удалось. Результаты бывали порой трагическими, но встречаются и довольно комические случаи, когда неспособность человека помешать исполнению пророчества приводила к счастливому финалу. По вполне понятным причинам для этих рассказов характерны неожиданные повороты сюжета, когда люди, считающие себя способными обмануть Бога, убеждаются, что не могут этого сделать. Рассказы о попытках избежать исполнения пророчества состоят обычно из четырех компонентов:

1) Бог пророчествует о том, что произойдет в жизни человека;

2) человек тешит себя надеждой, что может хитростью избежать исполнения пророчества;

3) человек либо игнорирует пророчество, либо предпринимает ряд действий для предотвращения его исполнения;

4) Божье пророчество исполняется.

Трагические истории. Цепочка Трагических историй начинается с рассказа о Грехопадении, когда сатана внушил Еве тщетную надежду, что она может безнаказанно съесть запретный плод (ср. признание Евы, что «змей обольстил меня, и я ела» [Быт. 3:13]). Происходили и другие трагедии. Самсон стал настолько самонадеянным и начал до такой степени полагаться на свою способность одерживать победы в любых ситуациях благодаря своей необычайной силе (несмотря на неоднократные нарушения назорейского обета), что, даже проснувшись с остриженными волосами, сказал: «Пойду, как и прежде, и освобожусь. А не знал, что Господь отступил от него» (Суд.16:20). Ни один библейский персонаж не предпринимал столь изощренных усилий для предотвращения исполнения Божьего пророческого слова, как царь Саул. Сначала он решил внушить пророку Самуилу, что исполнил Божье повеление (1Цар.15), затем попытался помешать Давиду стать его преемником, как постановил Бог (1Цар.15:28) и как это довольно скоро почувствовал сам Саул (1Цар.18:7–9).

В Ветхом Завете есть и другие примеры. Хотя Господь предсказал Ревекке, что «больший будет служить меньшему» (Быт.25:23), Исаак попытался пренебречь пророчеством, выразив желание дать благословение Исаву, а не Иакову (Быт.27). Когда Бог провозгласил, что израильтяне, поверившие докладу большинства соглядатаев, не увидят земли обетованной, они предприняли безуспешную попытку совершить набег на Ханаан (Чис.14). Ахав решил проигнорировать пророчество Михея, что погибнет в бою, и умер от удара «случайно» пущенной стрелы (3Цар.22:1–40). Иона пытался избежать исполнения Божьего решения относительно Ниневии, отказываясь провозгласить его.

В Новом Завете Иисус предсказал, что Петр трижды отречется от Него, прежде нежели пропоет петух, но Петр самонадеянно отрицал это и последовал за Иисусом во двор, где сама его попытка опровергнуть предсказание Иисуса об отречении поставила его в положение, в котором он исполнил пророчество.

Комедийные истории. Рассказы, в которых человек безуспешно пытается перехитрить пророчество, не всегда бывают трагическими. В «Энеиде» Вергилия предсказание гарпии, что троянцы будут вынуждены есть свои столы, исполнилось, когда путешественники приехали в Италию и ели ячменные лепешки, на которых им подали мясо и фрукты. В одной из историй Овидия Девкалион и его жена Пирра, единственные уцелевшие после всемирного потопа, сначала ужаснулись, услышав повеление разбросать кости бабушки, но когда поняли, что их мать – это земля, а ее кости – это камни, повиновались, и земля была вновь заселена. В Библии тоже есть комедийные варианты темы, посвященной попыткам обмануть пророчество.

Дороти Сейере назвала историю об Иосифе самым радостным и «самым очаровательным рассказом о попытке обмануть пророчество». Как и в мифе об Эдипе, попытки братьев Иосифа помешать исполнению пророческого сна, согласно которому они в конце концов должны были Поклониться Иосифу, вели прямо к исполнению предсказания. Но, тогда как братья считали, что возвышение Иосифа будет означать для них зависимость от него, на самом деле оно принесло освобождение, как об этом в конце истории братьям сказал сам Иосиф: «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт.50:20; ср. Быт.45:7–8).

На фоне заветных обетований Бога патриархам в Книге Бытие тщетные потуги фараона подавить еврейский народ выглядят попытками расстроить Божьи пророчества. Бог неоднократно обещал «умножить» число потомков патриархов, и эта тема намеренно повторяется в Исх.1:7–20. Автор лаконично сообщает: «Но чем более изнуряли его [еврейский народ], тем более он умножался, и тем более возрастал» (Исх.1:12). Иными словами, фараон стал еще одной жертвой обреченной на неудачу попытки пренебречь Божьим пророчеством о многочисленных потомках патриархов.

Земная жизнь Иисуса, в частности, при Его рождении, распятии и воскресении, показывает примеры, как попытки противостоять пророчеству могут приводить к счастливому исходу. При Его рождении попытка Ирода помешать исполнению пророчества, что из Вифлеема «произойдет Вождь, Который упасет... Израиля» (Мф.2:6), была сорвана волхвами, возвратившимися иным путем, и бегством святой семьи в Египет. Последующая жизнь Иисуса разворачивалась на фоне ветхозаветных мессианских пророчеств (уходящих корнями в Быт.3:15) о грядущем Спасителе, Который поразит зло и установит вечное царство мира и праведности. Попытка сатаны расстроить это пророчество о победе Христа потерпела неудачу во время искушения в пустыне. Распятие, которым сатана и враги Иисуса, без сомнения, надеялись положить конец своим связанным с Иисусом неприятностям, привело к исполнению Божьего плана спасения, поскольку поражение сатаны обеспечивалось именно искупительной жертвой Христа. По словам одной из проповедей Павла, сами распявшие Христа, «не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие» (Деян.13:27; ср. Деян.13:29, где сказано, что они «исполнили все написанное о Нем»). Более того, замыслив убить Христа, Его враги, по сути, сделали возможным воскресение, скрепившее победу Христа над грехом и смертью.

К последней категории историй со счастливым концом относятся те, в которых пророчество о смерти или бедствии не осуществляется из-за его изменения Богом. Так, Бог послал Исаию к Езекии с пророчеством, что «ты умрешь, не выздоровеешь» (Ис.38:1). Но когда Езекия покаялся, Бог добавил ему еще пятнадцать лет жизни. Бог смягчил также Свои пророчества об истреблении народа в ответ на ходатайство Моисея (Исх.32:9–14) и покаяние Ниневии (Иона 3:10).

Заключение. Истории о попытках избежать исполнения Божьего пророчества основываются на дихотомии Бога и человека. Прежде всего в них показываются взаимоотношения между Богом и людьми, где Бог предстает всемогущим, а люди – смертными и непокорными существами, самонадеянно относящимися к Божьему всевластию. В этих историях человек сталкивается с необходимостью сделать выбор: принять Божью волю или выступить против нее. Во втором случае человек неизбежно терпит поражение. Самая очевидная добродетель, которой учат эти рассказы, – подчинение Божьей воле. Библейские истории о попытках обмануть пророчество показывают истинность и надежность Божьего слова и безрассудность попыток противостоять ему. В них прославляется превосходство Бога над людьми.

См. также: КОМЕДИЯ, СЮЖЕТНАЯ СХЕМА; ПРОРИЦАНИЕ; ПРОРОК, ПРОРОЧИЦА; ТРАГЕДИЯ КАК СЮЖЕТНЫЙ МОТИВ.

Библиография:

D.L. Sayers, «Oedipus Simplex: Freedom and Fate in Folk-Lore and Fiction» //The Poetry Search and the Poetry of Statement (London: Victor Gollancz, 1963) 243–261.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle