Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Порядок

(Order)

Современные представления о порядке и беспорядке в значительной степени основываются на механических понятиях Ньютоновской физики, согласно которым вселенная представляет собой упорядоченную, хотя и крайне сложную систему. Такой образ часового механизма не встречается в Писании, где упорядоченность мироздания рассматривается в гораздо более личных категориях.

Порядок и завет. Согласно рассказу в Бытии, когда Бог сотворил землю, Он провел различие между днем и ночью и поставил два светила – большее и меньшее – для управления ими и для разграничения дней, времен и лет (Быт.1:14). Чередование сезонов Он подтвердил и после потопа (Быт.8:22). Но в этом порядке Писание не видит ничего механического и рассматривает его как отражение заветных отношений между Богом и Его творением (Иер.33:20, 25).

Божье Провиденциальное упорядочение раскрывается также в Его отношении к живым созданиям. Бог установил взаимозависимость между живыми существами, предоставил им среду обитания, запасы воды и пищи (Пс.103:27–28).

Божьи дела, выходящие за рамки обычных образов порядка, часто представляются как чудеса. Такое представление допустимо, если оно понимается в том смысле, что Бог в равной степени вовлечен как в «естественные» события, которые мы наблюдаем, так и в «сверхъестественные» исключения, которые мы называем чудесами.

Порядок и различия. Хотя упорядоченность вселенной проявляется в определенном единообразии, божественный порядок представлен в Писании также в виде различных разделений и различий. Например, в рассказе о сотворении мира в первой главе Бытия Бог преобразовал безвидность первобытной вселенной установлением ряда границ: между светом и тьмой, днем и ночью, морем и сушей (ср. Пс.103:9), твердью и небесами, созданиями, живущими в этих различных сферах, и человеческими существами, сотворенными по образу Божьему и призванными владычествовать над остальным творением (Быт.1:1–28).

Упорядоченность через различие проявляется в Поклонении и служении Израиля, которые основаны на принципе субботы, отделяющем субботний день и год, а также юбилейный год; в обрядах святости, отделяющих чистое от нечистого; в обрезании и законе, которые выделяют Израиль среди других народов; в слове Божьем, отличающем заповеди Бога от преданий человеческих и поклонение истинному Богу от поклонения идолам.

Отличия подчеркиваются различными постановлениями об отделении, выраженными в законе. Бог указывает Своему народу, что разные волокна нельзя смешивать в одежде, нельзя смешивать разные семена в поле, а также нельзя скрещивать разные породы скота между собой (Лев.19:19). Кроме того, Моисеев закон требует, чтобы одежда, принятая для обозначения половых различий, не использовались другим полом и чтобы соблюдались законы о единокровности, проводящие различие между соседями и родственниками.

Порядок и мудрость. Хотя различия и границы, отражающие физический и нравственный порядок мироздания, всегда существуют как неотъемлемая часть творения, они не всегда легко различимы или их назначение не сразу становится понятным. Тем не менее еще до грехопадения Бог дал мужчинам и женщинам как носителям Его образа поручение (которое называют также «культурным мандатом») постичь этот порядок и использовать его, чтобы владычествовать над землей (Быт.1:28) и быть хорошими управителями сада, в котором они были помещены (Быт.2:5). Потоп затруднил исполнение культурного мандата, но ответственность сохранилась в виде обязанности следовать мудрости. Поэтому в литературе мудрости Притчей и Екклесиаста мудрость связывается в том числе со способностью понять порядок сотворенного Богом мира (Притч.8:22–36), видеть различия и отличать правильные от неправильных времен для всего под небом (Ек.3:1–8). Те, кто не желает следовать мудрости и предпочитает вести беспорядочный образ жизни, характеризуются в Книге Притчей как глупцы и ленивцы.

Порядок и спасение. Упорядоченность имеет важнейшее значение для выполнения человечеством стоящей перед ним культурной задачи, но еще большее значение она имеет в Божьей искупительной работе. Ибо если Бог и Его слово приносят порядок, грех нарушает его. Божье решение заключается в восстановлении порядка путем проведения различия. Первым искупительным обетованием стало обетование отделить семя женщины от семени змея, что позволит одержать победу над змеем и восстановить установленный Богом нравственный порядок (Быт.3:15).

Это восстановление достигнуто искупительным служением Бога во Христе. Иисус проявил Себя Господом творения, повелев волнам моря успокоиться. Он восстановил нравственный порядок Своей смертью на кресте и создал условия для конечного суда, в котором все станет на свои места и появятся новое небо и новая земля (Откр.21:1).

В конечном счете представление о Боге как о Боге порядка, а не неустройства (1Кор.14:33) выходит за рамки физической сферы и распространяется на государственные и церковные отношения. В нем подразумевается предоставление Богом власти гражданским правителям для защиты жизни, ограничения зла и обеспечения общественной стабильности, чтобы Евангелие могло проповедоваться в мире (Рим.13:1–7; 1Тим.2:1–2). Оно также включает в себя обязанность церковных лидеров надзирать, чтобы все в Божьей семье происходило «благопристойно и чинно» (1Кор.14:40).

См. также: КОСМОЛОГИЯ; МУДРОСТЬ; ТВОРЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle