Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Посвящение, приобщение, вовлечение

(Initiation)

В современных переводах Библии слово посвящение в смысле приобщения или вовлечения не употребляется. Тем не менее в Библии показан целый ряд обрядов и действий, которые подпадают под такое определение посвящения в понимании этнологов и исследователей истории религий, проводящих различие между коллективным и индивидуальным посвящением (инициацией). Кроме того, посвящение – одна из сюжетных линий в Библии.

Обряды посвящения. В число обрядов, предназначенных, по определению М. Элайада, для посвящения по возрастным группам, входит обрезание, служившее в Ветхом Завете этническим и религиозным признаком принадлежности к народу Израиля (Исх.12:48; ср. Деян.10:45; Гал.2:9). Предписанное Богом (Быт.17:9–14), впервые принятое Авраамом и его семьей (Быт.17:24–27) и установленное законом (Лев.12:3), обрезание совершалось главами семей над всеми мальчиками, родившимися в доме, а также над чужестранцами и рабами в Израиле (Быт.17:12–13). Этническое и духовное значение основывалось на обетованиях, данных Аврааму в Быт.17:6–7: «И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя. И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя».

В отличие от широко распространенных обычаев других культур, в которых дети обычно обрезались по достижении половой зрелости, в Ветхом Завете обрезание совершалось на восьмой день после рождения ребенка, за крайне редкими исключениями: Аврааму было девяносто, а Измаилу тринадцать лет (Быт.17:25). А позднее, когда обрядом стали пренебрегать во время странствия по пустыне, Иисус Навин обрезал целое поколение израильтян мужского пола (Нав.5:1–7). В качестве знака принадлежности к Израилю обрезание имело столь большое значение, что Иезекииль говорил даже о разделении обрезанных и необрезанных после смерти (Иез.31:18). Обрезание символизировало также особую ответственность народа пред Богом (Иер.9:25–26).

В метафорическом смысле обряд обрезания мог символизировать чистоту, святость и любовь Бога. В нем подразумевалась чистота речи верующего, как это видно, например, из жалобы Моисея, что из-за своих «необрезанных уст» (Исх.6:12 KJV) он не сумеет убедить фараона. Он мог также означать готовность повиноваться Богу (или же его отсутствие могло означать прямо противоположное) – Иеремия писал о «необрезанном ухе» людей (Иер.6:10). В Новом Завете Павел использовал ветхозаветную метафору «обрезания сердца» (Рим.2:29; ср. Втор.10:16; 30:6), чтобы показать отличие истинно верующего и любящего Бога сердца от проявлений чисто внешней религиозности. В своей полемике с иудейскими христианами, хотевшими сделать обрезание необходимым условием христианской веры (Деян.15:24; Гал.6:12), Павел, хотя и был обрезанным (Флп.3:5), утверждал, что обрезание тщетно без веры (Рим.3:30) и без послушания (Рим.2:25). Он заявлял, что оно необязательно для христиан (Гал.2:3–5) и отменено Евангелием (Еф.2:11; Кол.3:11), а также предупреждал, что его соблюдение в качестве христианского обряда посвящения подчиняет верующего прежнему завету, основанному на необходимости выполнения определенных дел (Гал.5:3 и далее). Христианская церковь – это новый Израиль, и Павел говорит филиппийцам: «Обрезание – мы, служащие Богу духом» (Флп.3:3).

В Новом Завете на смену обрезанию как обряду посвящения приходит крещение: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол.2:11–12; ср. Рим.6:4). Смысл крещения совпадает с символикой смерти-возрождения в других обрядах посвящения, описанных современными этнологами.

Христианское крещение ведет, по-видимому, начало от Иоанна Крестителя, который видел в нем выражение покаяния. Принятие Иисусом крещения в начале Его служения (Мф.3:13–17) символизирует подчинение Божьей воле и отождествление с Его народом. Хотя Сам Иисус не крестил, ранняя церковь приняла обряд крещения как знак приобщения к покаянию и вере. В то же время в нем подразумевается присоединение к братству верующих: «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян.2:41). Таким образом, крещение выполняет и функцию созидания сообщества, поскольку для верующих есть «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.4:5).

Еще одно метафорическое значение ввел в оборот Иоанн Креститель, назвавший Иисуса «крестящим Духом Святым» (Ин.1:33). Сам Иисус рассматривал крещение как духовное рождение и как посвящение – Он сказал Никодиму: «Если кто не родится от Воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). Именно такое крещение Он обещал ученикам (Деян.1:5), а затем оно распространилось и на язычников (Деян.11:15–16).

Ролевое посвящение. То, что этнологи называют ролевым посвящением – то есть предназначением человека на роль шамана, советника или целителя, – по своей сути эквивалентно призванию пророков в Ветхом Завете, хотя и с определенными четко выраженными различиями. Многие пророки проходили через обряды, делавшие их пригодными для исполнения предназначенной им роли. К Исаии, который чувствовал себя человеком с нечистыми устами, прикоснулся ангел с горящим углем, очистив его от беззакония и греха и подготовив к донесению Божьей истины (Ис.6:6–10). К устам Иеремии тоже прикоснулся Бог, наделив его способностью изрекать Божьи предупреждения народу (Иер.1:9), а Иезекиилю было дано съесть свиток плача (Иез.2:9–3:2). Избрание Моисея (Исх.3), а затем Самуила (1Цар.3) пророками не сопровождалось какими-либо обрядами, но их выбор тоже был ясным случаем ролевого посвящения, как и помазание царями Израиля Саула (1Цар.10) и Давида (1Цар.16), которые были облечены царскими полномочиями на официальных церемониях.

В Новом Завете назначение семи «человек... исполненных Святого Духа и мудрости» (Деян.6:3) для надзирания над распределением пищи в ранней церкви тоже можно рассматривать как ролевое посвящение. Их поставили перед апостолами, которые помолились и возложили на них руки (Деян.6:1–6). Эта церемония считается учреждением звания диакона.

Посвящение как сюжетная линия. В более широком смысле посвящение как «начало чего-то, вступление во что-то, предназначение для какой-то деятельности» можно рассматривать в качестве одного из архетипов библейских литературных жанров, поскольку в фабуле многих рассказов выражается мысль о именно таком приобщении к новому образу жизни даже без совершения обрядов или церемоний. Первыми посвященными в Библии стали Адам и Ева, предназначенные для жизни в Божьем сотворенном мире (Быт.2), а затем в условиях падшего мира (Быт.3).

Эта тема раскрывается также в образе путешествия. Три этапа посвящения, которые выделяют этнологи, – выход из предшествующего состояния, переходный период и вхождение в новое состояние, – можно увидеть в странствии, например, Авраама, покинувшего Халдею и отправившегося на запад в Ханаан (Быт.12). Молодые Иаков и Иосиф совершили путешествия посвящения в возраст зрелости. Схема повторилась в путешествии народа Израиля на восток из Египта через пустыню в Ханаан, и ее можно также увидеть в переходе Руфи со своей свекровью Ноеминью из Моава в Вифлеем (посвящение в новую веру и присоединение к новому этническому сообществу).

Однако рассказы о посвящении не всегда связаны с путешествиями. Посвящение Гедеона в судьи произошло в результате встречи с ангелом и двух сверхъестественных знамений (Суд.6:1–24). Юный Давид вступил в мир воинского героизма после единоборства с Голиафом (1Цар.17). Юный Самуил приобщился к пророческой жизни благодаря увиденным ночью снам (1Цар.3:1–14). Показанная во 2Царств царская жизнь Давида была вполне благополучной вплоть до истории с Вирсавией и Урией (2Цар.12), которая стала посвящением Давида для вступления в жизнь с последствиями греха. Данное Богом сатане разрешение навести бедствия на Иова было началом вхождения Иова в жизнь страданий и лишений. События на Пятидесятницу ввели учеников в эпоху Святого Духа. Учитывая расположение рассказов о крещении Иисуса и о Его искушении в пустыне в начале евангелий, эти события вполне можно рассматривать как посвящение Иисуса в Его искупительное служение.

Процессы посвящения могут приводить к положительному или отрицательному результату. В притче Христа о блудном сыне (Лк.15:11–32) было как отрицательное посвящение (вследствие разгульной жизни молодой человек впал в нищету, состояние нравственного убожества и отчаяние), так и положительное (оказанный отцом прием вернул главному герою положение в обществе и положение сына). Среди случаев отрицательного посвящения можно отметить грех Адама и Евы с его последствиями (Быт.3), насилие и убийство в истории с Каином и Авелем (Быт.4), языковое смешение среди строителей Вавилонской башни (Быт.11) и сатанинский план предательства со стороны Иисуса (Ин.12:27). В некоторых рассказах о посвящении завуалированно присутствует мысль о благословении или проклятии: совершенное братьями Иосифа предательство сделало его рабом в чужой стране, но дальнейшим последствием этого было спасение голодавшего народа Израиля в Египте, которое, в свою очередь, стало посвящением в рабство.

В Новом Завете показано множество примеров положительного посвящения. Совершавшиеся Иисусом исцеления давали страдальцам новую здоровую жизнь. В ряде случаев, как, например, в истории с расслабленным, которого друзья принесли к Иисусу (Мк.2:1–11), исцеление сопровождалось приобщением к новой жизни праведности пред Богом. Именно в этом, несомненно, заключается основной смысл таких обращений, как обращения женщины, взятой в прелюбодеянии (Ин.8:3–11), Закхея (Лк.19:1–10) и Павла (Деян.9). Даже когда обращение представляет собой процесс постепенного возрастания в вере, его все равно можно назвать посвящением. Дж. Огастин показывает, что в Евангелии от Марка ученики проходят серию «шагов посвящения» и что само Евангелие выполняет функцию посвящения, поскольку «оно вводит читателя в суть дела, вне зависимости от его понимания учениками, самим ходом рассказа» (Augustine, 394, 396).

Помимо новозаветных рассказов об обращении, в высказываниях и притчах Иисуса говорится о вхождении в Божье Царство, а в посланиях – о новой жизни во Христе (см. НОВОЕ).

См. также: КРЕЩЕНИЕ; ОБРАЩЕНИЕ; ОБРЕЗАНИЕ; СТРАНСТВИЯ, ДОРОГА, ПУТЬ; ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, НЕВЗГОДЫ, ИСПЫТАНИЯ.

Библиография:

M.Eliade, Birth and Rebirth: The Religious Meanings of Initiation in Human Culture (New York: Harper, 1964);

J. H. Augustine, «Mark» //A Complete Literary Guide to the Bible, ed. L. Ryken and T. Longman III (Grand Rapids: Zondervan, 1993) 387–397.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle