Послание
(Epistle)
Композиция и символика новозаветных посланий основывается на традиционных правилах составления писем. Они представляют собой видоизмененный вариант греческих и римских моделей, состоявших из трех частей: вступления (отправитель, адресат, приветствия), собственно текста или основной части и заключения (пожелания или приветствия). При такой общей структуре в новозаветных посланиях есть и значительные изменения. Краткое «Приветствую!» (chairein) греко-римских писем в посланиях превращается в несущее богословскую нагрузку приветствие: «Благодать (charis) вам и мир от Бога». В заключительной части передаются не только добрые пожелания, но и торжественные благословения. Более важное значение имеют два совершенно новых раздела – благодарение (литургически оформленное выражение благодарности и/или молитва о духовном благополучии адресатов и/или похвала их духовным добродетелям и благословения) и paraenesis (нравственные наставления, включающие в себя предписания, что надо и чего не надо делать, а также нравоучения, перечень добродетелей и пороков и подробные наставления по какому-либо конкретному вопросу). Paraenesis обычно следует за основной вероучительной частью послания. Кроме того, мы знаем, что послания разбиты на подразделы, поэтому ценным качеством при их чтении является способность различать абзацы. Эпистолярные условности и стереотипный язык характерны для всех новозаветных посланий.
Еще одна группа образов основывается на предпосылке о существовании взаимосвязи между отправителем и адресатом. В послании предполагается наличие двух сторон: автора и аудитории, к которой он обращается; и когда мы читаем новозаветные послания, значение для нас имеют обе стороны. Павел, в частности, предстает в своих письмах совершенно реальным человеком. Он говорит о своей апостольской власти, рассказывает о своей духовной автобиографии, о своих путешествиях, о своих богословских убеждениях. По ходу чтения мы получаем также представление о его аудитории. Обычно это какое-то объединение людей (церковь или христиане, проживающие в определенной местности), но бывают и личные послания. В обоих случаях нам дается общее представление о характере аудитории и о существующей там обстановке. Иными словами, тема послания и использованные в нем образы определяются конкретной ситуацией. Коринфская церковь, например, отличалась неуправляемостью, была незрелой и разобщенной. Адресатом Послания к евреям была иудейская диаспора, по всей видимости, в Риме, подвергавшаяся опасности возврата к иудаизму. Взаимосвязь между автором и получателями послания не предполагает равных между ними отношений, апостол пишет властно, он не только дает советы, которым могли бы следовать адресаты, но и обличает.
Новозаветные послания были написаны по конкретным поводам или в конкретных ситуациях, и это тоже отражается на использованных в них образах и на их содержании. Мы редко видим в них (за исключением, пожалуй, Послания к римлянам) систематическое изложение богословского учения. Обычно в них рассматриваются спорные вопросы в жизни церкви или отдельных людей, к которым послание обращено. Справедливо предположить, что адресаты послания заранее знали точку зрения Павла по основным вопросам христианской веры. Автор относится к ней как к само собой разумеющейся и обращает внимание на более конкретные вопросы, сомнения, ошибки и проблемы. Поэтому в посланиях, в первую очередь, вырисовывается картина распространения ранней церкви в различных регионах греко-римского мира.
В связи с этим можно отметить, что большое место в посланиях занимает образ города. Большинство посланий направляются церквам и отдельным людям, живущим в городских условиях (в противоположность более аграрной атмосфере в евангелиях). Еще один знаменательный образ – церковь. Фактически при чтении посланий мы редко теряем из вида местную церковь. По сравнению с крупным городом, в котором находится церковь или группа христиан, церковь предстает небольшим осажденным образованием, подавляемым окружающей его социальной и культурной средой. Подразумевается, что между церковью и ее окружением существует резкая противоположность, и даже если прямого конфликта нет, читатели все равно призываются не жить по нормам окружающей их культуры. Важную роль в посланиях играют и другие общественные категории, такие как семья, мужчины и женщины как представители разных полов, господа и слуги. Большую группу составляют образы, относящиеся к молитвенной жизни и церковным службам (в том числе к служителям или пастырям). Есть много ссылок на ветхозаветный закон. Можно также отметить, что в посланиях упоминается о множестве конкретных мест и конкретных людей и тем самым подчеркивается, что в христианской жизни значение имеют конкретные люди в реальных жизненных ситуациях, то есть что Царство Божье на земле, по сути, состоит из определенных реалий и что христианская вера не удаляет людей в неземной «духовный» мир.
Еще один связанный с реальной жизнью аспект посланий заключается в том, что они производят впечатление писем, написанных в относительной спешке и по определенному поводу, а не трактатов для самостоятельного изучения. Одно из последствий – расчет на устное восприятие. Слова автора надо слышать. Павел часто пользуется ораторскими, даже гомилетическими (проповедническими) и риторическими приемами, и мы можем предположить, что он диктовал свои письма. Практически все новозаветные послания представляют собой «открытые письма», читавшиеся устно и публично в церквах, поэтому в них часто встречаются прямые обращения к аудитории.
Несмотря на отмеченный выше неформальный характер, стилистически послания демонстрируют широкий диапазон поэтических и риторических средств. При всем своем богословском и нравственном содержании, они отличаются использованием конкретных образов и метафор и обращаются к воображению человека. Язык часто яркий и красочный. В прозаическом повествовании встречаются пословицы и афоризмы, литургические формулировки, выражения символа веры и воспевания (см. ВОСПЕВАНИЕ ХРИСТА). Используются многочисленные риторические приемы: антитезы, параллелизмы, апострофы (обращения к отсутствующему как к будто бы присутствующему), риторические вопросы, парадоксы, конструкции в виде вопроса и ответа, восклицания, повторы (в том числе определенного слова) и сатира.
См. также: АПОКАЛИПТИКА; ЕВАНГЕЛИЕ, ЖАНР.
Библиография: D. Е. Aune, The New Testament in Its Literary Environment (Philadelphia: Westminster, 1987) 158–225;
W.G.Doty, Letters in Primitive Christianity (Philadelphia: Fortress, 1973);
S.K.Stowers, Letter Writing in Greco-Roman Antiquity (Philadelphia: Westminster, 1986).