Евангелие, жанр
(Gospel genre)
В литературном плане евангелия представляют собой произведения энциклопедического характера, в которых соединяются самые разные жанры. В их число входят биографическое описание, историческое повествование, рассказ о герое, хроника текущих событий, иносказания, драматические сцены, диалоги, проповеди или речи, поговорки или притчи, сатира, поэзия, трагедия и комедия. Кроме того, мы видим широкий круг подтипов литературных жанров, отличающих именно евангелия: рассказы о благовестии и рождестве, призвании, свидетельстве, встречах, конфликтах или полемических спорах, провозглашениях (когда с памятным высказыванием Иисуса связывается определенное событие), чудесах и крестных муках (где речь идет о суде над Иисусом, Его смерти и воскресении). Но, несмотря на такое разнообразие, в евангелиях можно выделить несколько общих тем и характерных образов.
Центральное положение Иисуса. В центре евангелий – в месте, где сходятся и откуда исходят все лучи, – стоит Иисус. Задача евангелий состоит в том, чтобы нарисовать портрет Иисуса и запечатлеть картину Его жизни и учений. Конкретно можно выделить три типа материалов:
1) учение и проповедь Иисуса,
2) дела Иисуса
3) реакция людей.
В третьей группе основными мотивами являются растущая вера учеников и растущая враждебность религиозной верхушки. Кроме того, в диалогах и дискуссиях Иисуса соединяются все три главные темы: они представляют собой одну из форм обучения, они равнозначны изображению дел и в них находит выражение отклик людей на слова Иисуса, а также Его реакция на их решение.
Характерной иллюстрацией общей динамики действия служит рассказ о самарянке (Ин.4:1–42). В этой истории о встрече у колодца Иисус использует форму диалога, чтобы рассказать о Себе и побудить женщину к совершению дел, а также изображается отклик женщины на слова Иисуса, выразившийся в обретении веры. Аналогичный характер носит рассказ о женщине, взятой в прелюбодеянии (Ин.8:1–11): в диалоге Иисуса с присутствовавшими и женщиной по существу выражается действие, полемика с религиозными начальниками строится на реакции основных участников сцены, а результатом становится донесение Иисусом до человеческого сознания некоторых важных истин о грехе, наказании и прощении.
В каждом из четырех евангелий, представляющих собой взаимодополняющие, а не противоречащие друг другу повествования, отражается собственный взгляд на жизнь Иисуса. В глазах Матфея, например, Иисус выглядит Мессией, исполняющим ветхозаветные пророчества. Марк делает акцент на человечности и страданиях Иисуса. Лука на первый план выдвигает сострадание к изгоям общества. В Евангелии от Иоанна представлена поэтическая фигура Иисуса, использующего в Своем учении высокую символику. Что касается имеющихся противоречий между четырьмя рассказами, следует помнить, что Иисус, будучи странствующим учителем и чудотворцем, мог повторять аналогичные дела и речи в разных ситуациях. Разное изображение идентичных событий можно сравнить с повторным показом спортивных соревнований по телевидению, когда одни и те же моменты показываются с разных ракурсов, на разной скорости, с разными словесными комментариями и в разной интерпретации.
Повествование как основная литературная форма. Евангелия – это, в первую очередь, повествования. Высказывания и речи располагаются в рамках общей повествовательной структуры. Евангелия в целом состоят из отдельных эпизодов и не строятся на поступательном развитии действия. Они представляют собой последовательный ряд материалов, а не композиционно единые произведения, причем отмеченное выше разнообразие жанров еще больше усиливает эту тенденцию.
Достоинство повествования, разбитого на эпизоды, выражается в том, что оно привлекает внимание к природе Иисуса. Кажущееся бессистемным расположение эпизодов на самом деле способствует более наглядному изображению Иисуса в Его различных ролях. Та же самая бессистемность помогает раскрытию смысла жизни Иисуса и особенностей мира, в котором жил и действовал Иисус. В годы Своего публичного служения Иисус путешествовал, проповедовал, возглавлял группу учеников, совершал чудеса, разговаривал с людьми, отстаивал Свои дела и взгляды в открытых дискуссиях и в конечном счете подвергся суду и был распят. В свете многогранного характера Его жизни смешение составных частей евангелий привлекает внимание к реальности жизни Иисуса. По мере чтения мы обнаруживаем внутреннюю последовательность и начинаем предполагать, что вот-вот произойдет что-то новое, как это бывает при чтении приключенческих романов.
Отдельные повествовательные разделы лучше всего рассматривать с помощью традиционных методов анализа повествовательной литературы. В первую очередь, следует ставить обычные вопросы о месте действия, действующих лицах и сюжетной линии: где? кто? что произошло? Наиболее часто повторяющиеся мотивы – переход от поставленной проблемы к ее решению, или от возникшей конфликтной ситуации к ее разрешению, или от обращения к человеку к отклику с его стороны.
Композиция. В рассказах о жизни Иисуса, в частности о трех годах Его публичного служения, евангелия придерживаются достаточно свободного хронологического порядка. Они начинаются либо с рождения Иисуса, либо с отправной точки Его публичного служения и заканчиваются рассказами о суде над Ним, распятии и воскресении. В этой общей схеме у нас нет возможности установить, действительно ли в них соблюдается хронологическая точность, хотя и представляется очевидным, что авторы приспосабливали хронологию к выражению своих мыслей. Матфей, например, скомпоновал свой материал в серию следующих друг за другом повествовательных разделов и речей таким образом, что рассказы о чудесах и притчи (например) выделены в самостоятельные единицы, независимо от того, когда они на самом деле происходили или рассказывались.
Калейдоскопическая композиция евангелий еще более подчеркивается склонностью авторов к использованию небольших повествовательных единиц как основных составляющих их книг, хотя это в меньшей степени относится к Иоанну. Описание событий или диалоги занимают обычно один-два абзаца. Поэтому нам надо рассчитывать не на развитие сюжетной линии в обычном понимании, а мыслить в категориях коллажа разнородной мозаики и искать взаимосвязь между отдельными ее частями, а не пытаться увидеть какой-то последовательный повествовательный поток.
Действующие лица. Евангелия мы можем представить себе как изображение концентрических кругов, тяготеющих к единому центру. Центр этот – Иисус. Рядом с Ним находится небольшая группа учеников. Почти такое же значение имеют книжники и фарисеи (религиозные лидеры), которые неизменно присутствуют в евангелиях. Кроме них мы видим множество простых людей – либо просто анонимные массы, либо поименно названные персонажи. Они служат для выделения образа Иисуса на фоне враждебности или, в ряде случаев, верности мира, а также предательства, лицемерия, формального подхода к религии, зависти, человеческих потребностей и страданий.
Простые люди обычно разрываются между требованиями Иисуса и религиозного начальства. Находясь в таком промежуточном положении, группы людей или отдельные персонажи часто встают перед необходимостью сделать выбор. Иисус стремится убедить их словом, совершением чуда или опровержением доводов Своих оппонентов. Если учесть эту подспудную борьбу за умы людей, не удивительно, что между Иисусом и фарисеями часто возникают конфликты.
В евангелиях очень много диалогов и рассказов о встречах, поэтому отдельные разделы часто выглядят драматическими произведениями в миниатюре. Эти эпизоды мы вполне можем представить себе в виде пьес, поставленных на сцене или показанных по телевидению. Мы видим объемные или панорамные кадры, ближние планы, диалоги разных действующих лиц, изображения толпы и так далее.
Место действия. В путевых историях, из которых состоят евангелия, важную роль играет география. Мы попадаем в мир, в котором географические названия подчеркивают образ Иисуса как путешественника и показывают, что действие происходит в реальном мире. Названия мест имеют большое значение в эпизодах, в которых драматические произведения в миниатюре связываются с определенной окружающей обстановкой. Иногда географические названия используются в композиционных или символических целях; Иерусалим (например) становится местом отвержения Иисуса, а в мелких городах и в сельской местности слова Иисуса принимают более благожелательно.
Читая евангелия, мы входим также в особый мир, который они создают в нашем воображении и который становится для нас все более знакомым по мере продолжения чтения. Это обычный мир с холмами, водой, озерами, наступлением вечера и утра, с лодками, волнами, жаждой, домами и едой. Мы часто попадаем в мир природы. Во всем этом чувствуется основательный реализм, как и в образе Иисуса, живущего в условиях повседневных земных реалий.
Стиль. Наиболее заметная стилистическая черта евангелий – немногословие и небольшое количество деталей. Пристрастие авторов к разбивке текста на краткие разделы выражено даже больше, чем в Ветхом Завете. Эпизоды выглядят относительно самодостаточными. Стиль простой и неприукрашенный, за исключением пространных речей Иисуса. Изображение значимых событий и диалоги – основной способ рассказа об Иисусе. От всего этого исходит дух чрезвычайной важности происходящего. Хотя действующими лицами выступают простые люди в повседневной обстановке, описываемые события имеют необычайно важное, поворотное для мира, эпохальное значение.
Заключение. Евангелия представляют собой смесь обычного и необычного. В них сочетаются простота и сложность. Внешне детали выглядят вполне понятными, но их значение требует истолкования и ряде случаев остается достаточно неопределенным. Общее содержание Евангелий усваивается легко, но до конца их смысл постичь мы не можем. Главный Герой рассказа в определенной мере похож на других героев, но Его атрибуты (такие как способность прощать грехи и Божественность) и чудодейственная сила уникальны.
См. также: ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА; ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ; ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА; ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ; ИИСУС ХРИСТОС.
Библиография:
R. A. Burridge, Four Gospels, One Jesus? (Grand Rapids: Eerdmans, 1994).