Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Евангелие от Луки

(Luke, Gospel of)

Современные читатели имеют склонность воспринимать евангельские рассказы как разрозненные эпизоды. Такое восприятие, возможно, объясняется привычкой читать выборочные отрывки, в том числе в духовных целях. Но если прочитать Евангелие от начала до конца как единое целое, складывается более однородное впечатление и становятся заметными повторяющиеся мотивы и образы. При чтении Евангелия от Луки за один прием оно предстает более связным, чем могло бы показаться при ином к нему подходе.

Сюжет Евангелия построен на мотиве поиска достижения цели. Хотя композиционно оно выглядит состоящим из отдельных эпизодов, общая сюжетная линии организована как телеологическое путешествие к выполнению поставленной цели. Христос пришел, чтобы исполнить волю Отца: умереть и воскреснуть (Лк.24:45–47; ср. Деян.1:1–8). Осознание необходимости исполнения цели наиболее ясно показано в обширном центральном разделе книги (Лк.9:51–19:27), которого нет ни в одном другом Евангелии. Он начинается с того, что Иисус «восхотел» идти в Иерусалим – к предназначенному для Него месту смерти, погребения и воскресения. По пути Он исцеляет множество людей (Лк.5:12–13, 18–26; 9:37–42) и учит учеников (Лк.9:1–6; 17:1–10; 21:20–36). В контексте целенаправленного движения Христа к Голгофе все эти события и проповеди следует понимать как kerygmata – провозглашение спасительной миссии Мессии.

Тема исполнения пронизывает все Евангелие от Луки, начиная с первой проповеди Христа в Назарете (Лк.4:16–21) вплоть до кульминационного момента распятия на Голгофе. Этот мотив проявляется даже в обрамлении Евангелия. В прологе, где заявляется об изложении по порядку событий, удостоверяющих истину (Лк.1:1–4), Лука показывает telos (греч. «цель») и предваряет ее исполнение. В конце встреча на дороге в Еммаус и явление в Вифании указывают на реализацию, или исполнение, Божьего плана (Лк.24:27, 44–47). Вполне вероятно, что англосаксонский автор поэмы «Видение пути» основывался на Евангелии от Луки, изображая Христа, поднимающегося на крест и даже обнимающего его, как рыцарь, отправляющийся на битву, ибо крест символизировал кульминационный момент Его жизни.

В рамках общей темы движения Христа к кресту чередуются сцены с участием толп народа и отдельных личностей. Часто после изображения Христа в окружении множества людей Лука сосредоточивает внимание на Христе в уединении, или с каким-то одним человеком, или с учениками. Яркий пример – исповедание Петра, признавшего Иисуса Мессией, которое помещено в рассказе сразу после сцены насыщения пяти тысяч (Лк.9:10–22). Вслед за следующим событием, преображением, Христа вновь окружил народ и Он исцелил мальчика, одержимого нечистым духом (Лк.9:28–45). Хотя эти события происходили на следующий день, Лука представляет их в чередующемся ритме сцен с участием толп народа, а затем отдельных людей, тем самым показывая, что Христос проявляет интерес ко всем, с кем встречается. Рассказ о Закхее (Лк.19:1–10), который записан только у Луки, служит еще одним примером сочетания образов толпы и одного человека. В этом эпизоде заключена глубокая ирония – обратился только грешник Закхей, а в самодовольной толпе не произошло никаких изменений. Образы толпы и отдельных людей чередуются даже в рассказе о Страстях Господних. Иуда предает Христа (Лк.22:1–6); Христос совершает вечерю Господню (Лк.22:7–38); они отправляются на гору Елеонскую, где Христос молится в уединении (Лк.22:39–46); когда Он возвращается к ученикам, Его арестовывают (Лк.22:47–52); действие переносится во двор, где внимание сосредоточивается на Петре, который предает Господа и горько плачет (Лк.22:54–62).

Даже в сценах с большим количеством участников картина часто суживается, и в кадре остаются Христос и кто-то еще крупным планом, как при съемке объективом с переменным фокусным расстоянием. Обратите внимание на перенос центра внимания от «множества народа» на сына вдовы из Наина, которого Он поднял из мертвых к изумлению присутствовавших (Лк.7:11–17). Та же схема повторяется в рассказе о воскрешении дочери Иаира (Лк.8:40–55). Здесь содержится также эпизод с женщиной, «страдавшей кровотечением двенадцать лет» (Лк.8:43). Народ теснил Иисуса, но Он обратил внимание на дрожавшую от страха женщину и исцелил ее. Аналогичный образ представлен в истории с лептой вдовы (Лк.21:1–4), где приношения богатых служат фоном, оттеняющим пожертвование всего, что эта бедная женщина имела.

Обращаясь от сюжета к конкретным образам, мы видим картину двойственного, почти парадоксального мира. Образы меняются от описания повседневных бытовых сцен до изображения образованной, даже аристократической среды. Самый распространенный образ связан с дорогой и передвижением. Христос путешествует по дорогам Палестины, останавливаясь для проповедей и исцелений. Переходом от одного эпизода к другому у Луки служит Рождение Христа. «И пришел в Капернаум» (Лк.4:31); «вошел в Капернаум» (Лк.7:1); «в субботу... случилось Ему проходить» (Лк.6:1); «Он восхотел идти в Иерусалим» (Лк.9:51); «случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба» (Лк.14:1); «Иисус вошел в Иерихон» (Лк.19:1). Каждый из этих переходов приводит к пункту назначения, в котором происходит какое-то значительное событие или Иисус произносит проповедь, и это высвечивает Его служение среди простого народа. Евангелие от Луки производит впечатление серии микрокосмических teloi в рамках более масштабного макрокосма искупительной цели Христа.

Дополнением центрального образа хождения служит образ пиров высокопоставленных лиц. В одной из сцен Христос пришел на трапезу «в дом одного из начальников фарисейских» и посоветовал гостям проявлять скромность при выборе места за столом. Затем Он обличил фарисеев в притче о великом пире, иронический смысл которой присутствующие не могли не понять (Лк.14:1–24). В доме Марфы и Марии Христос сказал, что Мария, слушавшая Его слово, «избрала благую часть», в отличие от Марфы, посвятившей себя выполнению обязанности накормить гостя (Лк.10:38–42). Кульминации образ пира достигает в картине последней пасхальной вечери, на которой Христос превратил еду в символ Своей смерти и второго пришествия (Лк.22:7–22). Ученики, должно быть, вспоминали об этой вечере во время своих трапез с Господом после воскресения (Лк.24:30).

Даже в притчах, записанных только у Луки, преобладают двоякие образы простого мира и пиров верхушки общества. С одной стороны, есть притчи, в которых действие происходит в сельской обстановке, а с другой – притчи с более высокопоставленными действующими лицами. В число притчей с сельским по преимуществу фоном входят притчи о безрассудном богаче (Лк.12:16–21), о бесплодной смоковнице (Лк.13:6–9) и о заблудшей овце (Лк.15:3–7). Но на память приходят прежде всего те, в которых представлен более аристократический мир. Самая яркая среди них – притча о блудном сыне (Лк.15:11–32). Здесь мы видим непослушного сына, вынужденного вести нищенское существование, но богатый отец проявляет милосердие и принимает его обратно в семью. К тому же разряду принадлежит история о богаче и Лазаре, которая учит, что богатство не гарантирует вечного блаженства (Лк.16:19–31). Притчи, рассказанные фарисеям (Лк.14), переносят в космополитический мир, легко узнаваемый слушателями.

Связность рассказу придает Сам Христос, участвующий во всех событиях этого разнородного мира. В Евангелии от Луки образ Христа обрамляется великолепным рассказом о рождестве (см. ИСТОРИИ О РОЖДЕНИИ) в начале и Его явлениями после воскресения и вознесением в конце. Среди синоптических рассказов наиболее полно и возвышенно воплощение представлено в Евангелии от Луки. Лука начинает с изображения Бога, ставшего человеком, и заканчивает картиной вознесения Богочеловека на небо. В этих рамках показаны образы, подчеркивающие человечность Мессии. Среди всех четырех евангелистов только Лука не рассказывает о чуде хождения по воде, но, в то же время, пять из четырнадцати эпизодов, которые есть только у Луки, связаны с чудом исцеления (Лк.7:10; 11:14; 13:10–17; 14:1–6; 17:11–19). У Луки Христос не только наставляет учеников, но и исцеляет бедных и обездоленных, которых видел вокруг Себя.

В Евангелии от Луки больше внимания, чем в других, уделяется людям, находящимся на обочине общества, в том числе изгоям, бедным, грешникам и женщинам. Лука неоднократно показывает Иисуса другом грешников и мытарей. В Евангелии от Луки, в отличие от трех остальных, мы дважды видим, как фарисеи и книжники обвиняют Иисуса в том, что Он принимает грешников и ест с ними (Лк.5:29–32; 15:1–2). Лука специализируется на изложении притчей, в которых речь идет об обретении утерянного – заблудшей овцы, потерянной монеты и блудного сына (Лк.15:3–32). В Евангелии от Луки Иисус защищает дело бедных, и особенно ярко это проявляется в притчах о богаче и Лазаре (Лк.16:19–31) и о приглашении на пир нищих, увечных, хромых и слепых вместо богатых соседей (Лк.14:12–24). Евангелие от Луки отмечено революционным подтекстом и космополитическим духом. Среди их основных проявлений можно выделить притчу о добром самарянине (Лк.10:25–37), песнь Симеона с ее упором на «все народы» и «язычников» (Лк.2:31–32) и великое поручение проповедовать Евангелие «во всех народах» (Лк.24:47).

У Луки Христос возвышает женщину над ее привычным положением в еврейской хозяйственной жизни и делает ее достойной почета и уважения. Об этом свидетельствуют примеры женщин, сопровождавших Его в путешествиях и поддерживавших Его служение – Иоанны, Сусанны и Марии Магдалины (Лк.8:1–3). Женщины последними отошли от креста (Лк.23:55) и первыми пришли к гробу (Лк.24:1). В одном из самых очаровательных рассказов воскресший Христос является сначала женщинам (Лк.24:5–8). Несколькими восхитительными росчерками пера Лука рисует портрет Христа, понимающего удел женщин и поднимающего их до принадлежащего им по праву места.

Евангелие от Луки просто-напросто переполнено Христом. Христос не пропускает никого, с кем встречается, либо выказывая сострадание к обездоленному, либо обличая самодовольного богача. Находясь в окружении просящей о чем-нибудь толпы, Он часто сосредоточивает внимание на каком-то одном человеке. У Луки Христос целенаправленно идет к Голгофе, чтобы совершить то, что мог совершить только Он, и на пути к ней проводит служение как для иудеев, так и для язычников. Вместе с ранними христианскими авторами мы видим в Луке выдающегося художника, написавшего систематизированный и яркий рассказ о величайшем событии, которое только можно описать.

См. также: ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА; ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА; ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ; ЕВАНГЕЛИЕ, ЖАНР; ИИСУС ХРИСТОС; ИСКАНИЯ, ПОИСК.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle