Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Евангелие от Матфея

(Matthew, Gospel of)

В каждом из четырех евангелий занимают видное место и имеют большое значение особенности, отличающие его от других. Евангелие от Матфея было написано для иудеев, и в нем подчеркиваются образ Иисуса как Царя и исполнение ветхозаветных пророчеств. В нем также проявляется интерес к апокалиптическим и церковным вопросам. Расположение материала несет отпечаток аккуратности и склонности к скрупулезной систематизации и классификации, то есть признаков, соответствующих преданию, что автором этого Евангелия был сборщик податей и счетовод.

Самая характерная черта композиции книги состоит в ее построении по принципу перемежающихся повествовательных частей и речей с определенной связью между ними в каждом разделе. На деле это выглядит так:

– рассказ о ранних годах Иисуса (Мф.1–4) и первые требования к тем, кто хочет жить в Царстве Божьем (Нагорная проповедь в Мф.5–7);

– чудеса, совершенные Иисусом в пути (Мф.8–9), и речь о том, как ученики должны вести себя в пути (Мф.10);

– конфликты Иисуса с иудеями (Мф.11–12) и Его притчи о вхождении в Царство (Мф.13);

– переживания учеников как выражение сути нового сообщества (Мф.14–17) и речь об обязанностях ученичества в новом сообществе (Мф.18);

– события, связанные с завершающим путешествием Иисуса в Иерусалим (Мф.19–23) и эсхатологическое наставление (речь на Елеонской горе в Мф.24–25); события страстной недели, заканчивающиеся воскресением (Мф.26–28).

Предположение, что композиционное построение из пяти речей – сознательная имитация пяти книг Пятикнижия, выглядит чисто умозрительным (хотя это соответствовало бы иудейской ориентации Евангелия), но преимущества такой схемы (возможно, как пособия для обучения новообращенных) несомненны. Можно загибать пальцы на руке, перечисляя пять речей, каждая из которых отвечает на определенный вопрос. На вопрос, как должны жить граждане Царства, отвечает Нагорная проповедь (Мф.5–7). На вопрос, как ученики должны проводить свои путешествия, отвечает миссионерская речь о служении (Мф.10). Желающие знать, какие притчи о вхождении в Царство рассказал Иисус, найдут целую их подборку в одной главе (Мф.13). Вопрос, как ученики должны вести себя друг с другом, находит ответ в речи о Смирении и прощении (Мф.18). Вопрос, как все закончится, получает ответ в речи на Елеонской горе о конце века (Мф.24–25). Четкость композиции подчеркивается формулировкой, которой заканчивается каждый из этих разделов: «И когда Иисус окончил слова сии...» (см. Мф.7:28; 11:1; 13:53; 19:1; 26:1).

Очевидны и другие особенности. Мы видим, например, сбалансированность начала и конца. Пришествие Христа на землю в начале уравновешивается в конце Его предстоящим уходом на небо. Воплощение уравновешивается воскресением, рождение смертью. Действие начинается в Вифлееме и заканчивается в Иерусалиме. Свет Рождества (Мф.2:2) уравновешивается тьмой распятия (Мф.27:45). Иисусу поклоняются при рождении и насмехаются над Ним при распятии. Между этими полюсами располагается история жизни и служения Иисуса.

Нарисованный Матфеем портрет Иисуса характеризуется также тесной взаимосвязью повествования о Нем с Его учением – мы видим множество ясных аналогий между словами Иисуса и Его делами. Иисус косвенно призывает других к кротости (Мф.5:5), и Он Сам кроток (Мф.11:29; ср. Мф.21:5). Он предписывает быть милостивыми (Мф.5:7), и Он Сам милостив (Мф.9:27; 15:22; 20:30). Он приветствует пострадавших за Божью правду (Мф.5:10) и Сам страдает и умирает невинно (Мф.27:23). Иисус требует верности Моисееву закону (Мф.5:17–20) и Сам верно соблюдает этот закон в ходе Своего служения (Мф.8:4; 12:1–8, 9–14; 15:1–20). Он поощряет самоотречение перед лицом зла (Мф.5:39) и Сам не противится злу, совершаемому против Него (Мф.26:67; 27:30). Он призывает к личной молитве (Мф.6:6) и Сам восходит на гору, чтобы помолиться наедине (Мф.14:23). Более того, Иисус советует Своим последователям использовать в молитве определенные слова («да будет воля Твоя», Мф.6:10; «не введи нас в искушение», Мф.6:13) и Сам использует их в Гефсиманском саду (Мф.26:41–42). Он отвергает служение маммоне (Мф.6:19) и живет, не заботясь о деньгах (Мф.8:20). Он повелевает верующим нести свой крест (Мф.16:24) и Сам делает это в прямом и переносном смысле.

Матфей сознательно обращается к евреям в надежде убедить их, что Иисус есть обещанный Мессия и что ветхозаветные пророчества исполняются в Его жизни. Соответственно в его рассказе множество отголосков Ветхого Завета и ссылок на него. В Мф.1–5, например, текст раз за разом отсылает читателя к знакомому ему основополагающему рассказу в Книге Исход и тем самым учит, что Иисус есть новый Законодатель, Чье пришествие открывает новый исход. Приказ Ирода об избиении младенцев в Вифлееме (Мф.2:16–18) созвучен повелению фараона истреблять всех новорожденных еврейских детей мужского пола (Исх.1). Цитата из Ос.11:1 в Мф.2:15 напоминает об исходе, ибо в изначальном тексте слова «из Египта вызвал сына Моего» относятся к Израилю. Иисус, как и Израиль, находился в Египте, а затем вернулся на родную землю. В Мф.2:19–21 повторяются слова из Исх.4:19–20 – Моисей, когда ему сказали, что искавшие его души умерли, взял жену и детей и вернулся на землю, где он родился. То же самое произошло с Иисусом: когда Иосифу сказали вернуться в Израиль, ибо искавшие души Младенца умерли, он взял свою жену и Младенца и вернулся на землю, где родился его Сын.

Служение Иоанна Крестителя – исполнение Ис.40:3 (LXX; см. Мф.3:3), в Ветхом Завете пророчество служило утешением для пленных в Вавилоне: впереди их ожидали новый исход и возвращение на землю. Крещение Иисуса в воде с последующим уходом в пустыню, где Он подвергается искушению, тоже напоминает исход (ср. особенно Втор.8:2–3). Иисус, Чей сорокадневный пост напоминает сорокадневный пост Моисея (Исх.24:18), подобен Израилю, искушавшемуся голодом (Исх.16:2–8), желанием подвергнуть Бога испытанию (Исх.17:1–4; ср. Втор.6:16) и идолопоклонством (Исх.32). В каждом случае Он приводит цитату из Второзакония – из Втор.8:3 в Мф.4:4, из Втор.6:16 в Мф.4:7, из Втор.6:13 в Мф.4:10. После этого Иисус поднимается на гору, где обсуждает синайские заповеди (Мф.5:17–48) и дает Свои собственные.

Иудейскую ориентацию Евангелия от Матфея подкрепляют и другие мотивы. Иудеи придавали большое значение родословиям, и Матфей начинает с человеческой родословной Иисуса (ср. с показом Его божественного происхождения в начале Евангелия от Иоанна). Учитывая уважительное отношение иудеев к пророчествам, Матфей настойчиво привлекает внимание к роли Иисуса как Учителя. Иудеи были библейским народом, и Матфей не жалеет красок для доказательства того, что Иисус исполнил и привел к завершению написанное в Ветхом Завете. Иудеи были хорошо знакомы с апокалиптическими видениями конца, и Матфей включает в Евангелие речь на Елеонской горе о последних днях.

Еврейское воображение приятно возбуждалось при мысли о царе, и Матфей угождает ему, делая упор на образе Иисуса как Царя духовного царства. В теме Иисуса как Царя соединяются многие богословские положения Матфея. «Царство Божие» – это «Его» (Иисуса) Царство (Мф.13:41). Иисус носит царские титулы, в том числе «Сына Давидова» (Мф.1:1–18, 20; 9:27 и т.д.) и Мессии (Мф.16:13–20; ср. 2Цар.7). В качестве Сына Человеческого, восседающего на Своем престоле, Он будет судить и властвовать (Мф.19:28; 25:31, 34, 40). Иисус въезжает в Иерусалим как Царь (Мф.21:5), и Его распинают как «Царя Иудейского» (Мф.27:11, 29, 37, 42). В соответствии со Своим царским статусом в Евангелии, Иисус неоднократно изображается сидящим, то есть занимающим положение, свидетельствующее о властных полномочиях и покое (Мф.5:1; 13:2; 15:29; 21:7; 24:3; 25:31).

С учетом упора на образ Иисуса как Царя мотив Страдающего Раба в конце книги приобретает дополнительную силу. После вечери Господней, когда Иисус отказался пользоваться Своими царскими полномочиями (ср. Мф.26:53), Он не ставит больше Себя в положение лица, обладающего властью. Теперь сидят другие – ученики (Мф.26:36), Петр (Мф.26:58, 69), служители (и, безусловно, первосвященник, Мф.26:58, 62), Пилат (Мф.27:19), воины у креста (Мф.27:36). Иисус теперь стоит (Мф.27:11), падает на землю (Мф.26:39) и висит на кресте (Мф.27:35). В Его поведении во время крестных мук отражается временный отказ от власти и от всякой поддержки. Царь становится Страдающим Рабом из Книги Исаии (ср. Мф.8:17; 12:18–21).

Объединяющим фактором в Евангелии от Матфея служит география, и некоторые упомянутые там места обладают символическим значением. В Галилее Иисус начал Свое служение (Мф.4:12–25) и дал ученикам поручение продолжить Его миссию (Мф.28:16–20). В Галилее Капернаум и Назарет символизируют отвержение Божьей благодати (Мф.11:23–24; 13:54–58). Иерусалим – место конечного отвержения (распятия) и средоточие смертельных врагов, таких как Ирод, Пилат, первосвященники и старейшины народа.

Евангелие от Матфея характеризуется также темой конфликтов и контрастов. Нагорная проповедь заканчивается известным противопоставлением тесных и широких врат, истинных и ложных пророков, благоразумного и безрассудного строителя (Мф.7:13–27). Конфликты или контрасты присутствуют во всех притчах, собранных Матфеем. Свету на горе Преображения (Мф.17:1–2) противопоставляется тьма, опустившаяся на землю, когда Иисус висел на кресте (Мф.27:45). В более общем плане в образе Иисуса находит выражение вся полнота человеческих переживаний: Его унижают и превозносят, окружают святые и грешники, Он облачается в свет и окутывается тьмой, рождается и умирает.

Наконец, Матфею свойственно распределение материала на определенные количественные группы. Схему из трех частей можно увидеть в Мф.1:1–17; 4:1–11; 6:1–18; 7:7; 8:1–15 (три чуда исцеления); Мф.8:23–9:8 (три чуда проявления силы); Мф.9:14–17; 10:26, 28, 31; 10:37–38; 13:1–32 (три притчи о сеятеле); Мф.18:6, 10, 14; 21:18–22:14 (три притчи предупреждения); Мф.22:15–40 (три вопроса противников); Мф.26:39–44; 26:69–75; 27:11–17).

Схему из семи частей можно увидеть в Мф.6:9–13 (семь пунктов в варианте Матфея молитвы Господней); Мф.12:45; Мф.13 (семь притчей); Мф.15:34; 15:37; 18:22; 22:25; Мф.23 (семь предвещаний «горя»).

См. также: ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА; ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ; ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА; ИИСУС ХРИСТОС.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle