Воспевание Христа
(Christ hymn)
Воспевание Христа – новозаветная тема. Ее основной мотив – вознесение хвалы Личности воплощенного Христа и совершенным Им делам. Этот жанр как таковой вырос из ветхозаветных хвалебных псалмов, и его отличительная черта заключается в том, что объектом прославления стал именно Христос. Воспевание Христа имеет большое сходство с жанром панегирика (хвалебной поэмы в честь кого-то или каких-то его качеств), в частности, их связывают такие мотивы, как изображение достойных хвалы дел и качеств прославляемого, его выдающегося происхождения, превосходства, а также наставление читателя следовать его примеру. В канон гимнов Христу входят пролог к Евангелию от Иоанна (Ин.1:1–18), славословие Христа в образе раба в Флп.2:5–11, исповедание веры в 1Тим.3:16 и поэма с прославлением превосходства Христа в Кол.1:15–20). Кроме того, особенности темы, присущие воспеванию Христа, находят выражение в некоторых местах Послания к евреям и Книги Откровение.
В разных гимнах есть свои отличительные мотивы, но в то же время их объединяют общие образы и темы. Христос сошел с неба на землю, поэтому важное место в Его воспевании занимают образы неба и земли, высокого и низкого. Божественность Христа выражается в категориях вселенских образов, в том числе в демонстрации Его вечности (см. КОСМОЛОГИЯ). Коль скоро Христос есть воплощенное Божество, в некоторых гимнах человеческое (в том числе «плоть») противопоставляется божественному. Тема выдающегося происхождения в прологе к Евангелию от Иоанна делает акцент на божественном происхождении. Представление об искупительной миссии Христа порождает образ света, входящего во тьму. Разумеется, присутствуют также мотивы искупительной жизни, смерти и воскресения Христа, а также Его деятельности, касающейся сотворения мира. Среди других тем можно отметить полноту, славу, «пришествие», а также образы «начала» и первенца. В целом во всех этих образах подчеркивается превосходство Христа.
Библиография:
R. P. Martin, A Hymn of Christ (3d ed.; Downer Grove, 111.: InterVarsity Press, 1997);
idem, «Hymns, Hymn Fragments, Songs, Spiritual Songs», DPL 419–423.