Ангелы
(Angel)
Ангелы встречаются в Библии постоянно, от Едемского сада до рассказа об обновленных небе и земле. Эти существа называют также духами, херувимами, серафимами, сынами Божьими, воинством небесным или даже в некоторых случаях именами собственными, например, Михаил и Гавриил.
В библейском тексте ангелы – реальные живые существа. По своей природе они сверхъестественны и бесплотны, но на какое-то время могут принимать телесное обличие. Поэтому они не символизируют иную реальность. Тем не менее в определенном смысле ангел являет собой образ – образ невидимого Бога. Даже в их именах, оканчивающихся на ʼel (в еврейском языке – обозначение Бога), как, например, Гавриил, подразумевается тесная связь с Божеством. Бог во многих случаях выражал Свое присутствие среди народа посредством ангелов. Раскрыв Себя Моисею на горе Синай, Господь сказал: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). Следовательно, в виде горящего куста Моисею на самом деле явился «Ангел Господень», раскрывший себя как «Я есмь» или YHWH (Исх.3:2).
Но наиболее полно Бог раскрыл Себя через посредство не ангела, а «Слова» (logos), Сына Божьего (Ин.1:1–18). Автор Евреям ясно показывает превосходство Иисуса над ангелами, указывая на Его сыновство, на Его положение одесную Отца, на Его более превосходное имя и на тот факт, что Он достоин поклонения ангелов (Евр.1:1–13). Вместе с тем, в ходе истории церкви многие истолковывали явления «Ангела Господня» как проявления второго лица Троицы, Господа Иисуса Христа, до воплощения.
Одно их основных дел ангелов – беспрестанное вознесение хвалы и поклонение Тому, Кто восседает на престоле. Возможно, это единственное занятие ангелов, называемых серафимами, – шестикрылых существ, представших в видении Исаии. Они летают вокруг Господа, сидящего на престоле, и взывают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3). Иоанн увидел на небе бесчисленное множество ангелов («тьмы тем» и «тысячи тысяч») вокруг престола, прославлявших не только Отца, но и Иисуса, представленного здесь в виде Агнца. Он показан достойным ангельского поклонения, так как был заклан в качестве жертвенного агнца (Откр.5:12), что позволило Его народу освободиться от грехов и стать «царями и священниками Богу и Отцу» (Откр.1:6).
Но не все ангелы искренне и постоянно возносят Отцу хвалу и славу. Многие из них взбунтовались против Бога. Они ведут борьбу с добрыми ангелами и пытаются совратить народ Божий с пути истинного. Некоторые из этих первых беззаконников брошены в место заточения, называемое Тартаром, где они ожидают Божьего суда (2Пет.2:4; Иуд.1:6). Остальные продолжают плести козни под руководством сатаны, о чьем падении образно рассказано в Иез.28 и Ис.14. В конечном счете им не удастся осуществить свои злые замыслы. В рассказе о войне ангелов в Откр.12:7–12 показано, что дракон и его ангелы «не устояли». Их победил Михаил со своими ангелами. Конечная их судьба предопределена решением Бога искоренить в новом творении зло в любом его проявлении (Откр.20:7–10).
Ангелы Господни часто призывали и выдвигали освободителей Божьего народа, когда он подвергался той или иной форме рабской зависимости. Ангел Господень явился Моисею, призвав его освободить израильтян от египетского рабства (Исх.3). Представ в человеческой плоти, ангел Господень «сел в Офре под дубом», где встретился с Гедеоном, дав ему поручение избавить народ Израиля от мадианитян (Суд.6:11–17). В случае с Самсоном ангел Господень явился обоим его родителям, сообщив о предстоящем чудесном рождении сына бесплодной женщиной (см. ИСТОРИИ О РОЖДЕНИИ). Он также сказал им, что ребенка надо воспитать назореем и что он спасет Израиль от руки филистимлян (Суд.13). Ангелы играли также большую роль в провозглашении рождения Божьего Освободителя – Господа Иисуса Христа. Ангел Господень объявил о Его чудесном рождении Иосифу (Мф.1:20); Гавриил сообщил радостную весть Марии (Лк.1:26–38); ангел Господень в сопровождении воинства небесного возвестил об этом пастухам возле Вифлеема (Лк.2:8–20).
По ходу всей библейской истории народ Божий получал от ангелов водительство, помощь и ободрение. Именно поэтому, возможно, они названы «служебными духами, посылаемыми на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр.1:14). Именно ангел Господень не позволил Аврааму принести в жертву своего единственного сына Исаака и показал патриарху подходящую замену для жертвоприношения (Быт.22:9–14). Затем ангел направлял слугу Авраама в поисках жены для Исаака (Быт.24:7, 40). После освобождения от рабства, во время странствия по пустыне Бог обратился к Израилю со словами: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил» (Исх.23:20). Псалмопевец так выражает понимание непрестанной Божьей заботы о Своем народе: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс.33:8), или: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» (Пс.90:11). Даниил и его товарищи, без сомнения, прекрасно осознали эту защиту после испытания огнем в раскаленной печи (Дан.3:28) и затем, когда «Бог... послал Ангела Своего и заградил пасть львам» (Дан.6:22).
Ангельская забота и защита распространяется и на маленьких детей. Иисус сказал, что «Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф.18:10), положив тем самым начало христианской концепции об «ангелах-хранителях». Во времена ранней церкви ангелы дважды чудесным образом выводили апостолов из темницы (Деян.5:19–20; 12:7–11). Ангелы давали также водительство при многих критических обстоятельствах, например, в случае с Филиппом, когда ангел Господень направил его к ефиоплянину (Деян.8:26), или с язычником Корнилием, получившим от «святого Ангела» повеление посетить апостола Петра (Деян.10:22).
Ангелы служили и продолжают служить Божьими представителями при осуществлении Его суда. Это одна из основных функций ангелов, показанных в Апокалипсисе (см. откровение Иоанна Богослова). Семь ангелов трубят в семь труб Божьего суда (Откр.8–9); семь ангелов несут семь последних язв (Откр.15); четыре ангела, связанных при Евфрате, освобождаются, чтобы умертвить третью часть человечества (Откр.9:14–15). Эта ужасная и разрушительная работа ангелов по излиянию Божьего гнева проявлялась также в некоторых событиях Ветхого Завета. Во времена Авраама два ангела привели в исполнение Божий приговор в отношении Содома и Гоморры (Быт.19:1–29). Когда Израилю угрожал ассирийский царь Сеннахирим, «пошел Ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч» (4Цар.19:35; 2Пар.32:21; Ис.37:36).
Ангелы будут сопровождать Иисуса при Его возвращении (Мф.16:27; Мк.8:38; Лк.9:26; 2Сол.1:7). Они будут посланниками Христа, которые «соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф.24:31). Они будут также помогать Сыну отделять беззаконников от праведников и исполнять Божий суд (Мф.13:37–43).
Следовательно, ангелы, в первую очередь, – сверхъестественные существа, тесно связанные с деятельностью Самого Бога. Они окружены божественной аурой. Встреча человека с ангелом – в определенном смысле, встреча с Божеством. Ангелы известны нам не как личности с выраженными индивидуальными чертами, а как посредники. Главные их функции – прославление Бога на небе, возвещение и донесение Божьих посланий до людей, обеспечение водительства и защиты в жизни человека и приведение в исполнение Божьего суда.
См. также: БЛАГОВЕЩЕНИЕ; НЕБЕСНОЕ ВОИНСТВО; СОБРАНИЕ БОЖЕСТВЕННОЕ.
Библиография:
S. Noll, Angels of Light, Powers of Darkness (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1998).