Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Благовещение

(Annunciation)

В принципе, это слово может означать возвещение любого грядущего события, однако в современном английском языке благовещение связывается почти исключительно с сообщением ангелом Гавриилом Марии, что Она станет Матерью Иисуса. Образ молодой девушки, получающей столь неожиданное и волнующее известие, до такой степени занимал воображение художников в течение веков, что для многих становится неожиданным осознание факта, что этот рассказ встречается только в одном месте, в Евангелии от Луки, и что нигде больше в Новом Завете на него нет каких-либо прямых или косвенных ссылок. Вместе с тем, есть множество тематически связанных с ним историй и идей, и сам краткий рассказ в Лк.1:26–38 наполнен образами и понятиями, встречающимися в других местах Нового Завета, где им придается большое значение.

Архангел Гавриил, наставлявший Даниила (Дан.8:16; 9:21) и хорошо известный в литературе периода между двумя Заветами как основной духовный провозвестник, был послан Богом, с абсолютной очевидностью показанным как главное действующее лицо в этой ситуации. Послание адресовано Марии – обрученной Деве, олицетворявшей чистоту и готовность. Суть рассказа не в простой передаче информации. К Марии обратились по имени и отнеслись как к личности. Она Сама, уже известная Своим твердым пониманием присутствия Бога, была избрана для получения послания не только о грядущем пришествии «Сына Всевышнего» (Лк.1:32), но и о том, что Она станет Его Матерью. Ее вполне понятный страх и возникшее у Нее смущение были замечены и развеяны. К Ней Самой и к Ее реакции отнеслись серьезно.

Таким образом, эта история имеет не только христологическое значение. Она подкрепляет учение Ветхого Завета, что Бог общается с людьми и лично участвует в их делах. Она подтверждает, что женщины и соблюдение их прав имеют для Бога большое значение. Она показывает важность правильного ответа, в случае с Марией – доверия и добровольного послушания: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38). Эта история подчеркивает значение осознания поставленной цели и надежды. Участие Бога в делах отдельных людей показано в контексте Его заботы о человечестве в целом. В этой истории находит ясное выражение факт, что у Бога есть определенные цели в отношении мира и что Он предпринимает действия для достижения этих целей. Это уже само по себе придает большую надежду, подкрепляющуюся известием о грядущем рождении свыше, – теперь есть то, чего Мария и все человечество могут ожидать с надеждой.

Вместе с тем, совершенно ясно, что большое значение здесь имеет и христологическая сторона. Ребенок, Которому предстоит родиться, будет человеческим существом с человеческим именем Иисус, что указывает на поставленную задачу искупления грехов (Мф.1:21). Но этот конкретный Человек будет также «Сыном Всевышнего». Его рождение станет возможным благодаря Духу Святому. Все указывает на Его величие, Его власть и непреходящую природу Его миссии: «Раждаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35). Исключительность Марии, избранной Богом, бледнеет в сравнении с исключительностью Ее Сына.

Благовещение Марии Джон Маккуорри рассматривает как наглядную иллюстрацию для понимания роли церкви. Он проводит аналогию между рождением Христа и задачей церкви по обеспечению Его как бы рождения в мире. «Подобно тому как Она [Мария] выносила Христа, Церковь, Тело Его, должна донести христианство до мира. Но это происходит через работу Духа в Церкви, которая есть сообщество Духа» (Маккуорри, 354). Следовательно, благовещение напоминает нам о предоставлении Богом Своей силы и благодати, о том, как Он обращается к конкретным людям, раскрывает перед ними Свои цели и призывает их или позволяет им принять участие в осуществлении этих целей.

Другие рассказы о благовещении. Благовещение мы видим еще в рассказах об Иосифе (Мф.1:18–25) и Захарии (Лк.1:5–20). В обоих случаях акцент также делается на участии Бога в делах человеческой истории, реальности связи и общения, внимании к человеческим чувствам и реакциям и осознанию цели и надежды. В Ветхом Завете тоже есть рассказы, напоминающие благовещение Марии в Лк.1:26–38 и последующий разговор Марии с Елисаветой, в ходе которого они размышляют о том, что произошло с ними и как это отразится на истории Божьего народа.

В Быт.15:4–5; 17:15–21 и 18:9–15 описывается возвещение Сарре и Аврааму, что через год у них будет наследник. То, что взаимосвязь этих рассказов с событиями, изложенными в Лк.1, отнюдь не случайна, показал Гавриил, сообщивший Марии о беременности Елисаветы, которая была старше Ее, и напомнивший о вопросе, поставленном перед Саррой и Авраамом: «Есть ли что трудное для Господа?». В делах, в которых участвует Бог, понятия невозможности не существует.

Пророчество о рождении в Ис.7:14, нашедшее первоначальное выражение в Ис.8:3, тесно связывается в Мф.1:22–23 с возвещением Иосифу о рождении Иисуса. Возможно, главную связующую роль в этом вопросе играет надежда на будущие преобразования. Сообщение о предстоящем рождении Самсона женой Маноя (Суд.13) и рассказ о рождении Самуила в 1Цар.1–2 (которые нельзя назвать благовещением в строгом смысле слова, но которые во многих отношениях сходны с рассказом в Лк.1) показывают отношение Бога к женщинам – не как к пассивным наблюдателям, а как к активным действующим лицам в выполнении программы, которую Бог поставил перед Своим народом. Сотрудничество Бога со Своими служителями представляется главной отличительной чертой образа благовещения.

Подводя итог, можно сказать, что благовещение – одна из основных тем Библии, развивающаяся постепенно и находящая конечное выражение во Христе. Герои «канонических» рассказов, относящиеся к этой теме, – Авраам и Сарра, мать Самсона Анна, Захария и, наконец, Мария.

См. также: АНГЕЛЫ; БЕСПЛОДИЕ; МАРИЯ, МАТЬ ИИСУСА; РОЖДЕНИЕ; ИСТОРИИ О РОЖДЕНИИ.

Библиография:

R.Alter, «How Convention Helps us Read: The Case of the Bible’s Annunciation TypeScene», Proof 3 (1983) 115–130;

R.E. Brown, The Birth of the Messiah (2d ed.; New York: Doubleday, 1993);

J.Macquarrie, Principles of Christian Theology (London: SCM, 1966).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle