Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Мария, мать Иисуса

(Mary the mother of Jesus)

На немногие известные факты об исторической жизни Марии наслаиваются многочисленные пласты символики. В римско-католическом мире Ее образ имеет всеобъемлющее влияние. Мария стала объектом почитания за Свою незапятнанную Девственность и Свое совершенство. В таком качестве Она послужила вдохновением для ряда прекраснейших изобразительных творений в западном мире.

Образ Марии сформировался под влиянием различных богословских и религиозных позиций. В фасаде Собора Парижской Богоматери представлен синтез восприятий Марии. Над входом св. Анны Она сидит на престоле мудрости, олицетворяя определенный тип церкви и в качестве непорочной матери представляя Своего Сына. В церкви, отмеченной аскетизмом первого века, Мария символизировала добродетели безбрачной жизни и идеал, к которому должны стремиться все христиане. Над северным входом Мария изображена как Царица Неба. Ее тело и душа вечной Девы триумфально вознесены на небо, где Она получила венец. В доказательство Ее взятия на небо приводится имеющий двойное толкование стих Откр.12:1: «И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». С неба Мария действует как влиятельная Заступница пред Богом. Над центральным входом сидит Христос, творящий суд, а слева от Него Мария и Иоанн молятся у подножия креста. Таким образом, Мария ходатайствует как духовная мать. Она понимается как Искупительница, совместно со Христом активно участвующая в христианском искуплении. Некоторые богословы феминистского толка делают упор именно на искупительной роли Марии, так что Она становится для женщин символом освобождения и искупления.

Фоном библейского образа Марии служат развернутые внебиблейские предания. Учитывая скудность библейской информации, выглядит странным, что Мария идеализируется по столь многим различным направлениям. Исторических сведений о реальной Марии, жившей в первом веке, мало, хотя среди библейских женщин Она чаще других упоминается по имени. Дата Ее рождения и причина смерти неизвестны. Нет ясности и с Ее происхождением.

В евангелиях Мария появляется лишь несколько раз, и больше всего Ее присутствие заметно в рассказах Матфея и Луки. Из этих источников мы знаем, что Мария была галилейской еврейкой. Ко времени благовестил Она была обручена с Иосифом. Согласно рассказу Луки, ангел Гавриил был послан к Ней в Назарет с известием, что Она забеременеет и родит Сына (Лк.1:26–38). После посещения Марией Своей двоюродной сестры Елисаветы в нагорной стране Иудеи и рождения Христа в Вифлееме (Лк.1:39–56; 2:1:20) о Ней упоминается только несколько раз: при представлении Иисуса в храме, при обнаружении Иисуса в храме с учителями закона (Лк.2:19–52), на свадьбе в Кане (Ин.2:1–12) и у креста (Ин.19:25–27). Иногда Она появляется в сопровождении братьев Иисуса (Мф.12:46–50; Мк.3:31–35; Лк.8:20–21).

Первая роль Марии – положение обрученной Девы, избранной для особого благословения, но, в то же время, жертвы общественного остракизма. Удар от известия о Ее беременности был таким сильным, что Иосиф думал даже о разводе с Ней (Мф.1:19). Но были также радость и благословение. При встрече Марии с Елисаветой Елисавета пророчески приветствовала Марию как «благословенную между женами... Матерь Господа моего», получившую благословение как «Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк.1:42–43, 45).

Мария ответила выразительным гимном хвалы Богу (Лк.1:46–55). Ее песнь напоминает молитву Анны (1Цар.2:1–10) и символику некоторых псалмов (напр., Пс.112), что свидетельствует о Ее знакомстве с еврейскими Писаниями. Магнификат (по первому слову первого стиха «Magnificat anima mea Dominum») – славословие Девы Марии из Евангелия от Луки (Лк.1:46–55). В православном богослужении тот же текст (в переводе с греческого на церковнославянский: «Величит душа моя Господа»), называемый «Песнью Богородицы», поётся на утрене перед 9-й песнью канона, с прибавлением припева «Честнейшую херувим и сла́внейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем» к каждому стиху (откуда получил наиболее употребительное название «Честнейшая») рисует автопортрет Марии как смиренной и богобоязненной женщины, получившей Божье благословение. Мария демонстрирует также поэтические способности. Она причисляет Себя к «алчущим» мира, жаждущим исполнения древних обетований Израилю. Таков один из образов Марии – невесты, ставшей девственной Матерью, молодой еврейской женщины образцового благочестия.

Во время Рождества Мария выступает в роли типичной молодой матери, разрешившейся от бремени и пеленающей новорожденного. Она также предстает бездомной, не имеющей надлежащего места для рождения ребенка и вынужденной воспользоваться яслями в сарае. В развитие темы материнского положения Она кратко показана Матерью Сына, ставшего знаменитым в обществе. На свадьбе в Кане Галилейской, где Иисус совершил Свое первое чудо, Мария как будто бы сознает божественную силу Сына (Ин.2:3–5). Внимание Марии к словам Сына проявилось уже в рассказе о поклонении пастухов, где сказано, что «Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк.2:19), равно как и в случае, когда Иисус объяснил Свое пребывание в храме (Лк.2:51).

Мы также видим Марию в роли скорбящей Матери, вынужденной присутствовать при страданиях Сына во время казни. Уже при представлении Иисуса в храме Симеон пророчествовал Ей: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк.2:35). Лука не раскрывает до конца этот ужасный образ. Имел ли Симеон в виду глубокую боль, которую испытает Мария, наблюдая за тем, что происходит с Ее Сыном?

В детстве Иисус доставил матери и отцу беспокойство, исчезнув на три дня и в конце концов оказавшись в иерусалимском храме. Мария, возможно, была свидетелем Его резкого отвержения в Назарете (Лк.4:14–30). Она не могла не знать, что кое-кто в семье Иисуса считал, что Он не в своем уме (Мк.3:21). Она присутствовала, когда Иисус подвергался мучениям и издевательствам на кресте (Ин.19:25–27). Ее жизнь была наполнена горечью и болью.

Образы, чаще всего ассоциирующиеся с Марией, относятся к разным сторонам Ее жизни: ангел, явившийся Ей при благовестии; послушание, выразившееся в заявлении: «Да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38); девственность; жених и муж Иосиф; тот факт, что Она родила в сарае и положила новорожденного в ясли; бегство в Египет на осле и страдания у креста.

Предание, возвышающее Марию как единственного Человека над всем обычным человечеством и даже человечеством как таковым, упускает из виду главное. Согласно новозаветным рассказам, Мария отнюдь не выделяется из числа обычных женщин. Она не Царица Неба, не женский символ в Троице и не богиня. Она не служит олицетворением матриархальных отношений или плодородия. У Нее нет никаких титулов или особой власти на небе. Она простая женщина, ответившая с верой на уникальное в своем роде призвание.

На самом деле именно обычность делает Ее столь необычной. Нам следует помнить о Ней как о «благословенной между женами», олицетворяющей добродетели, которые, если не считать рождения Спасителя мира, доступны любой женщине. В Своем качестве Обычной Женщины Она исполняет множество ролей – смиренной Служительницы Бога, идеальной девственницы, образцово преданной матери, ученика Христа, соучастницы страданий Христа.

См. также: ДЕВА, ДЕВСТВЕННОСТЬ; ИИСУС ХРИСТОС; РОЖДЕНИЕ ХРИСТА; ИСТОРИИ О РОЖДЕНИИ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle