Дева, девственность
(Virgin, virginity)
Идея девственности, в общем относящаяся ко всем молодым лицам до брака, а в частности – к тем, которые еще не вступали в сексуальную связь, обычно используется в Писании как в буквальном, так и в метафорическом плане. В отношении к девственности есть некоторая неоднозначность. С одной стороны, это нечто похвальное, символизирующее чистоту и новизну (Быт.24:16; Есф.2:2; Песн.6:8). С другой стороны, в этом есть нечто постыдное или печальное, указание на неполноту или незавершенность.
Дев следует защищать. В Израиле существовал закон против сексуальных злоупотреблений, и изнасилование девственницы считалось особенно тяжким преступлением (Исх.22:16; Плч.5:11). Невесты-девственницы особо ценились; Первосвященнику разрешалось жениться только на деве (Лев.21:13–14). По-видимому, девственницы-царевны играли особую роль (2Цар.13:18); это увеличивает трагедию Фамари, лишившейся своего статуса (2Цар.13:2).
Печаль, которую чувствует женщина при мысли о затянувшейся девственности, о возможности никогда не испытать радостей сексуальных отношений или, возможно, материнства, проявляется в поведении дочерей Лота (Быт.19:8) и дочери Иеффая, которая попросила отложить ее смерть на два месяца, чтобы она могла «оплакать» свою девственность (Суд.11:37).
Представление о свежести и чистоте, вместе с ожиданием грядущего и обретения большей зрелости, позволяет называть Израиль девой, избранной Богом и ожидающей будущего благословения.
Я снова устрою тебя,
и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться
тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся. (Иер.31:4).
Ощущение беспомощности, бессилия, а иногда – злоупотреблений или греховности, встречается в упоминаниях об Израиле и других народах: «Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона» (Ис.47:1). «Крайне гнусные дела совершила дева Израилева» (Иер.18:13). «Упала, не встает более дева Израилева!» (Ам.5:2).
В Новом Завете, во 2Кор.11:2 церковь предстает перед Христом как «чистая дева», что снова говорит о чистоте и ожиданиях. Тот факт, что девушки лишены семейных обязанностей, поэтому могут посвятить себя служению Богу, отмечено теоретически в 1Кор.7, а на практике проявилось в поведении дочерей Филиппа (Деян.21:9).
Чаще всего в Библии говорится о женской девственности; мужской эквивалент – евнух – не содержит в себе такой символики. Однако в Ис.56:3 подчеркивается, что евнухов не следует считать бесполезными; в Мф.19:12 говорится о тех, кто предпочел стать евнухами «для Царства Небесного». Вероятно, имеется в виду рабочий потенциал неженатых мужчин, и это место параллельно 1Кор.7, где явно говорится о представителях любого пола. В Откр.14:4 мужчины, полностью посвятившие себя служению Богу, описаны как девственники – что указывает как на чистоту, так и на посвящение.
В евангелиях от Матфея и Луки говорится, что Мария была Девой (Мф.1:23; Лк.1:27, 34). В данном случае девственность – это не признак того, что Она была свежа или желанна. Это скорее драматическое указание на особые отношения Сына с Богом. Он был зачат не человеческими средствами, но рожден от Женщины. Таким образом, спасение, которое Бог посылает человечеству, совершается не человеческими силами, а посредством божественного вмешательства.
См. также: ДОЧЬ; ЖЕНЩИНА; ИЗНАСИЛОВАНИЕ, ПОЛОВОЕ НАСИЛИЕ; МАРИЯ, МАТЬ ИИСУСА; НЕВЕСТА, ЖЕНИХ; ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СЕКС; ЧИСТОТА.