Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Девица, служанка

(Maid, maiden)

Еврейские слова, переводимые как «девица» или «служанка», используются в Библии в разных значениях. Они могут относиться к молодым женщинам брачного возраста (3Цар.1:2–4; Есф.2:3), девам (Быт.24:16; Втор.22:23), молодым замужним женщинам (Руф.4:12), служанкам или рабыням (Быт.16:1; Исх.23:12; Пс.122:2). В образе соединяются три черты: уязвимое положение, верное служение и необычайная вера.

Уязвимое положение. Уязвимое положение девиц объяснялось молодостью, половой принадлежностью и девственностью. В древних культурах низкое положение девиц в силу их молодости усугублялось половым признаком, а относительное уважение, приобретаемое женщинами с возрастом или рождением детей, еще не достигалось. Недолговечная добродетель девственности легко и безвозвратно терялась, и, если женщины лишались ее неподобающим образом, они навлекали на себя позор. Изнасилованные Дина и Фамарь и рано овдовевшая Руфь испытали унизительное к себе отношение в обществе. В Библии мы видим Агарь, которую Сарра вынудила зачать ребенка от Авраама, а также Валлу и Зелфу, которые носили детей за Лию и Рахиль (Быт.16:3–5; 30:4, 9–10). Можно вспомнить о Марии, Матери Иисуса – молодой Деве, обрученной с Иосифом, и о том презрении, которого Она удостоилась, забеременев до брака.

Верное служение. В Библии девицы показаны верными служанками людей и Бога. Обычно мы видим их в молодом возрасте, а потом больше их не встречаем. Служанки выступают в разных ролях: предупреждают Ионафана о кознях Авессалома (2Цар.17:17), уличают Петра во дворе во время суда над Иисусом (Мф.26:69). Более видная фигура, молодая Мариамь, наблюдала за корзиной со своим братом Моисеем и договорилась с дочерью фараона, чтобы Моисея вскормила его родная мать (Исх.2:4). Этот образ перекликается с образами служанки, посоветовавшей Нееману обратиться к пророку Елисею, чтобы исцелиться от проказы (4Цар.5:2–4), и Роды, от волнения оставившей Петра стучать у ворот и побежавшей сообщить о его приходе (Деян.12:13–16).

Иисус воспользовался образом верной служанки в притче о мудрых и неразумных девах. Продемонстрировав верное служение, мудрые девы запаслись маслом и полностью подготовились к встрече с женихом (Мф.25:1–12). Матерь Иисуса Мария показала пример высочайшего служения, ответив на потрясающее сообщение Гавриила словами: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38). Верным служением этих дев еще больше подчеркивается парадоксальность их уязвимого положения.

Необычайная вера. Претерпевать уязвимость своего положения и безропотно выполнять служение библейским девицам давала возможность их необычайная вера. Образцом такой веры послужила Агарь: забеременев от Авраама и находясь в зависимости от Сарры, она убежала в пустыню, где встретила ангела Господня, обещавшего ей многочисленное потомство от ребенка, которого она родит. Она согласилась вернуться к Сарре со словами доверия: «Ты Бог видящий меня» (Быт.16:13). Ее простые слова веры отразились в ответе на возникшую трудность еще одной девы. Забеременев необычным образом, Матерь Иисуса Мария оказалась перед лицом несомненного скандала и связанных с ним страданий в будущем, которые Симеон позднее назвал «оружием [которое] пройдет душу» (Лк.2:35). Тем не менее в Ее песне хвалы, «Величит душа...», выражается лишь смиренная радость служения Богу (Лк.1:46–55). Находясь в уязвимом положении, девицы часто бывают лишены земной защиты, не имея человеческого прибежища от причинения вреда, и единственным их Заступником выступает Бог. Чистота возникающей в результате веры показывает красоту полного упования на Бога.

Вера девиц, как всегда, находит оправдание. Бог заботится об этих зависимых, но в то же время надежных женщинах: Он спас Агарь в пустыне, повелел детям Лии и Рахили относиться к сыновьям Зелфы и Валлы как к равным, дал Марии Иоанна, когда Она потеряла Иисуса. В данном иудеям законе Бог требовал, чтобы взятая хозяином дома служанка получала статус жены (ср. Быт.21:15–21; 49; Втор.21:10–14). Бог проявляет верность в жизни полагающихся на Него девиц.

См. также: ДЕВА, ДЕВСТВЕННОСТЬ; ЖЕНЩИНА; РАБ, РАБСТВО; СЛУГА, РАБ, СЛУЖИТЕЛЬ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle