Раб, рабство
(Slave, slavery)
В Библии раб предстает инструментом хозяйственной деятельности, законной собственностью и человеком, за которого несет полную ответственность его владелец. Слова «раб» и «слуга» иногда используются как взаимозаменяемые, но раб отличался от слуги более низким общественным положением, хотя его улучшение было возможным и весьма распространенным. Раб находился в состоянии полной Зависимости, тем не менее Бог, сотворивший людей и наделивший их чувством собственного достоинства, показан в Писании надзирающим за рабством. Кроме того, с библейской точки зрения, любой человек – раб либо греху, либо Богу.
Инструмент хозяйственной деятельности. Независимо от способа его приобретения – в результате купли-продажи или в качестве военной добычи, – раб был инструментом хозяйственной деятельности. Рабы имели рыночную стоимость (Быт.37:28; Исх.21:32; Иез.27:13; Деян.16:19); их продавали и покупали (Лев.25:44–45); они переходили по наследству (Лев.25:46). У израильтян продавать как рабов (в унизительном смысле) можно было только иноплеменников – в частности, хананеев, которые были прокляты как «рабы рабов» (Быт.9:25) и характеризовались как люди, годные только для того, чтобы «рубить дрова и черпать воду» (Нав.9:18–27).
Купленные за деньги или родившиеся в доме хозяина пользовались особыми преимуществами (Быт.17:12, 23, 27; Исх.12:44; Лев. 22:11). На память приходит Иосиф, которого купил Потифар, наделивший его большими полномочиями, но которого жена Потифара называла рабом (Быт.39:1–19). Захваченные рабы использовались на тяжелых работах (3Цар.9:21). В Египте израильтяне подавлялись из страха перед их потенциальной военной мощью и изнурялись работой, соответствующей их положению побежденных (Исх.1:1–14). Соломон использовал иноземцев в качестве рабской рабочей силы, но своими слугами поставил израильтян: вельможами, военачальниками, воинами и т. д. (3Цар.9:21–22).
Покупка рабов была обычным делом, но находилась под контролем Божьей Справедливости. Рабов покупали Авраам (Быт.17:23), проповедник из Книги Екклесиаста (Ек.2:7) и Осия (Ос.3:2). Увидев бедственное положение израильтян, Сам Бог метафорически приобрел их, нанеся поражение египтянам, которые противились Моисею (Исх.3:7; 15:16; 2Пет. 2:1).
В тяжелые времена в еврейских общинах существовала угроза порабощения. Благодаря молитве Елисея Сын вдовы не был отдан в рабство за долги (4Цар.4). В послепленной Иудее чрезмерные процентные ставки побуждали многие семьи продавать себя в рабство за долги, но они по возможности выкупались праведными людьми (Неем.5:8). Кроме того, хотя преследование чисто экономической выгоды не воспрещалось, «работорговцы», наряду с «лжецами» и «клятвопреступниками», клеймились в списке «всего, что противно здравому учению» (1Тим.1:10 NIV). Для контроля над институтом рабства Бог дал законы и установления. Вместе с тем, в новозаветные времена положение рабов стало более достойным, если судить по отрывкам, перечисляющим «домашние обязанности» в Еф.5:21–6:9 и Кол.3:18–4:1, в которых само присутствие рабов в списках наряду с другими членами семьи указывает на их положение участников в ведении домашнего хозяйства.
Законная собственность и ответственность. Коль скоро рабы были инструментами хозяйственной деятельности, с правовой точки зрения они рассматривались как собственность, требующая надлежащего к себе отношения. В лексической группе doulos, которая происходит от слова «раб», присутствует мысль о праве собственности, зависимости и послушании одному хозяину.
Похищение собратьев израильтян представляло опасность для сообщества и наказывалось смертью (Втор.24:7). Хотя побои в принципе разрешались, закон недвусмысленно запрещал забивать рабов до смерти (Исх.21:20). Евреи наставлялись предоставлять убежище рабам, с которыми дурно обращались их хозяева (Исх.21:21; Втор.23:15). Священникам как примерным последователям закона надлежало относиться к приобретенным рабам как к членам семьи и есть с ними за столом (Лев.22:11). В образе египетского раба, брошенного хозяином, когда он заболел, языческий обычай противопоставляется Божьим заботливым указаниям, касающимся рабства (1Цар.30:13); с другой стороны, сотник в Новом Завете, искавший Иисуса для исцеления своего больного слуги, отражает еврейский идеал (Лк.7:2). Благодаря Божьим законам евреи пользовались известностью как хорошие хозяева.
Под особой защитой находились женщины и дети. Женщин нельзя было продавать чужеземцам (Исх.21:8), и они наделялись равными правами с членами семьи при удочерении или выдаче замуж (Исх.21:9). Дети рабов принадлежали хозяину, и если раб брал жену, предложенную господином, он тем самым оставался рабом пожизненно (Исх.21:6). Примером служит Сива, слуга Саула, служивший до конца жизни сыновьям Саула со всей своей семьей (2Цар.9:9–10).
Отношения раба и хозяина аналогичны нашим отношениям с Богом, поскольку мы призваны давать Ему отчет (Рим.14:4; Еф.6:9; Кол.4:1; 2Тим.2:21). Он тоже несет ответственность за нас: «Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас» (Пс.122:2).
Вечное рабство. В образах рабства экономическая сторона связывается с духовным идолопоклонством, открывая путь к одному из самых ярких библейских образов спасения. На память легко приходят рабы, с которыми дурно обращались: Иосиф, евреи в египетской и вавилонской империях, брошенный господином египетский раб, возвратившиеся из плена евреи в Неем.9:36. Жестокое рабство с полным подчинением часто изображается тяжелым ярмом или игом (Быт.27:40; Лев. 26:13; 3Цар.12:4; Ис.47:6). Но в метафорическом образе выражается гораздо более яркая картина.
Как рабство, так и идолопоклонство приводят к зависимости, то есть к полному подчинению воле господина. Египет, «дом рабства», и Вавилон служат метонимическими образами идолопоклонства и рабства, а их боги – метафорическими господами (Исх.20:2–4; Втор.5:6–8; Пс.136; Плч.1:1–3; Откр.11:8; 18:13). Решающий метафорический переход совершается не от рабства к свободе, а от рабства греху к рабству Богу, от тьмы к свету, от лжи к истине. Хотя «иго» Господне «благо» и Его «бремя легко» (Мф.11:30), иго все-таки сохраняется.
В Библии утверждается, что на земле служат все; вопрос в том, кому человек служит – Богу или греху (Рим.6:15–23). После грехопадения все творение мучится в рабстве тлению (Рим.8:21). Неискупленные грешники находятся в подчинении греху – в частности, злым силам, таким как вещественные начала мира (Гал.4:3), чревоугодие (Рим.16:18) и похоти (Тит.3:3). Как указывает Петр: «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2Пет.2:19; см. также Ин.8:34). Суд ожидает тех, кто полагает, что искупление – это достижение собственного господства, а не свобода избирать господином Бога (Пс.11:5).
Этот аспект вечного рабства находит более развернутое выражение в учениях и примерах, показанных Иисусом и Павлом. Притчи Иисуса демонстрируют, что подчинение и верное служение раба своему господину являются иллюстрацией служения Богу (Мф.8:9; 18:21–34; 25:14–30; Лк.17:7–10). Он Сам показал пример добровольного рабства, смирив Себя как простой человек, приняв смерть и символически омыв ноги апостолам (Ин.13:12–17; Флп. 2). Он учил, что истинное величие христианского служения выражается в смиренной позиции Божьего раба, первого как последнего, что является полной противоположностью мирской системы ценностей, основанной на положении в обществе (Мф.20:27; Мк.10:44). Смерть Иисуса стала ценой искупления многих от рабства греху (Мк.10:45; Рим.3:22–24). Его совершенная жизнь показала, что свобода – не самоценность, а сознательная связь с Богом, требующая отвержения зависимости от греха.
В соответствии с этим положением Павел управлял ранней церковью. Спасение он изображает духовным освобождением, влекущим за собой смену господина и аллегорически представленным как свобода стать «детьми обетования» от Сарры, которые служат Христу в Духе с перспективой полного искупления в новом творении (Гал.4:21–31; Рим.6:14; 8:18–25). «Раб Христов» – это новая христологическая формулировка Павла первой Моисеевой заповеди: у человека не должно быть связей с другими господами (ср. Лев. 25:55; Втор.6:4; Мф.6:24); соответственно douloi Христа посвящает себя Его делу и в конечном счете дает отчет только Ему.
Выбор между двумя господами Павел демонстрирует на собственном опыте. Он признается в рабстве греху, «потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим.7:15), но принимает решение стать рабом закона Божьего (Рим.7:25). Вторя словам Иисуса (Мк.10:44), Павел называет себя рабом всех ради Евангелия (1Кор.9:19), а затем говорит, что порабощает свое тело, «дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9:27). Его жизнь – тройной пример добровольного рабства.
Кроме того, Павел решил трудную проблему в ранней церкви. В культуре, в которой работорговля была выгодным делом, естественным следствием проведенной им метафорической связи греха с рабством было стремление верующих к социальному освобождению. Верующие также отвечали на его призыв служить друг другу, изъявляя готовность продавать себя ради свободы других людей. Вместе с тем, следуя репрезентативному принципу Павла в отношении рабов и с верой в Божью провиденциальную заботу о Своих детях, человек должен был оставаться в том состоянии, в котором он был призван (1Кор.7:17–24; ср. 1Пет.2:18).
Временное состояние. Последний аспект рабства в Библии выражается в том, что оно носит лишь временный характер. Если человек не делает выбор оставаться рабом, он не принадлежит кому-то пожизненно. Положение может меняться; рабы Божьи становятся сыновьями Бога (Ин.8:35–36; Гал.4:1–9). Рабство – временное состояние и в масштабах вечности: «И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожею ее; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим в рост» (Ис.24:2). Личная ответственность пред Богом звучит эхом в тринадцати предсказаниях суда для всех, «рабов или свободных» (3Цар.14:10; 21:21; 4Цар.9:8; 14:26; 1Кор.12:13; Гал.3:28; Еф.6:8; Кол.3:11; Флм. 1:15–16; Откр.6:15; 13:16; 19:18).
См. также: ГРЕХ; ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА; РАБОТА, РАБОТНИК; СЛУГА, РАБ, СЛУЖИТЕЛЬ.
Библиография:
S. S. Bartchy, «Slave, Slavery», DLNTD 1098–1102;
M. A. Dandamayev, «Slavery» (Ancient Near East) (Old Testament), ABD 6:58–65;
М.I.Finley, Ancient Slavery and Modern Ideology (New York: Viking: 1980);
K. Hopkins, Conquerors and Slaves (New York: Cambridge University Press, 1978);
D.B. Martin, Slavery as Salvation (New Haven, CT: Yale University Press, 1990).