Пятьдесят
(Fifty)
Число 50 вызывает несколько смысловых ассоциаций. Применительно к возрасту в нем выражается полная мера лет. Это не конец жизни, но возраст, в котором человек начинает отдыхать от своих трудов. Например, в израильской скинии собрания могли работать только мужчины от тридцати до пятидесяти лет (Чис.4:3, 23, 30). Давая указания Моисею отделить колено Левия для выполнения священнических обязанностей, Господь поставил условие, что в пятьдесят лет левиты должны прекращать работать, хотя они и могли помогать своим братьям (Чис.8:25–26). Ассоциативная связь пятидесяти лет с полнотой возраста может пролить определенный свет на смысл реплики иудеев в адрес Иисуса: «Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама?» (Ин.8:57). Если пятьдесят лет понимаются как возраст, в котором человек достигает зрелости и начинает пользоваться уважением, подобающим старейшине, тогда замечание иудеев имело целью оспорить претензии Иисуса на основании Его относительной молодости. Таким образом, с пятидесятилетним возрастом связывается представление о полноте и мудрости, основанной на богатом опыте.
Но пятьдесят – не только число, знаменующее веху на жизненном пути человека. Оно играло также важную роль в израильском календаре. Бог дал Моисею указание, что праздник седмиц должен отмечаться через пятьдесят дней после субботы, в которую делалось первое хлебное приношение в виде снопа потрясения, то есть когда пройдут семь суббот (или сорок девять дней) (Лев.23:15–16). На этот пятидесятый день израильтяне должны были делать новое приношение первых плодов – жертву за грех – и соблюдать этот день как субботу (Лев.23:17–21). Поскольку сорок девятый день – тоже суббота, пятидесятый выделялся в особую субботу. (Позднее он получил название Пятидесятницы.) Следовательно, в образе пятидесяти выражается среди прочего мысль об особом субботнем отдыхе.
Помимо отдыха, число 50 связывалось также с освобождением благодаря установлению Богом юбилейного года. Каждый седьмой год был субботним годом, в котором земля оставалась под паром (Лев.25:4), а по прошествии семи субботних лет израильтяне должны были соблюдать пятидесятый год как второй субботний – юбилейный год (Лев.25:11–12). В этом году в день очищения трубы возвещали о возвращении изначальным владельцам любой проданной земли и о предоставлении свободы любому израильтянину, проданному в рабство (Лев.25:28, 40). В идеальном случае юбилейный год наступал хотя бы раз в жизни каждого израильтянина. Этим объясняется значение числа 50 как образа субботнего отдыха и освобождения.
Тема освобождения присутствует также в рассказах о пленении Израиля в Вавилоне. В Книге Иезекииля возвращение Израиля из плена связывается с юбилейным годом.
Своему рабу Вавилону Бог подарил Израиль лишь временно, «до года освобождения» (Иез.46:16–17). Израиль может с надеждой взирать на приближение пятидесятого года плена как на окончание вавилонского владычества. Богу принадлежат не только отдельные израильтяне и их земли, но и весь народ, который Он вернет в юбилейный год. В данном случае число 50 как образ освобождения приобретает новый смысл, показывающий находящемуся в плену Израилю его прежнюю славу и надежду на восстановление благодаря Божьим делам.
См. также: ДВА; ДВЕНАДЦАТЬ; ОДИН, ЕДИНИЧНОСТЬ, ЕДИНСТВО; ПЕРВЫЙ; ПЯТИДЕСЯТНИЦА; ПЯТЬ; СЕМЬ; СЕМЬДЕСЯТ; СОРОК; СТО; ТРИ, ТРЕТИЙ; ЧЕТЫРЕ.