Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Три, третий

(Three, third)

Число три встречается в Библии очень часто и имеет большое значение. На первый взгляд, это всего лишь скромное число; возможно, из-за его частого употребления в литературе оно кажется читателю более знакомым и естественным, чем два или четыре. Так, в снах виночерпия и пекаря фараона, которые истолковывает Иосиф, неоднократно упоминается число три (Быт.40:10), а Иона остается в желудке рыбы три дня и три ночи (Иона 2:1).

Но значение числа «три» как литературного мотива не произвольно. Три – минимальное число, необходимое для установления закономерности. Одиночное событие может быть чисто случайным; второе может быть совпадением; но три последовательных события служат риторическим знаком, указывающим на особое значение происходящего. Например, только после третьего призыва Господа к Самуилу Илий понимает, что мальчик слышит слово Божье (1Цар.3:8).

Так как число «три» указывает на значительность события, библейские эпизоды, описывающие последовательность из трех событий, часто наполнены чувством ожидания: как только событие случается в третий раз, должно произойти нечто новое и неожиданное. Например, ангел Господень является на пути ослицы Валаама, но Валаам его не видит; когда ослица поворачивает назад, Валаам бьет ее. Когда подобное повторяется в третий раз, ослица вдруг заговаривает с Валаамом (Чис.22:28). Илия трижды поливает водой жертву и жертвенник на горе Кармил, прежде чем с небес спускается огонь Господень и поджигает ее (3Цар.18:34). В Новом Завете Иисус молится в Гефсимании трижды, и каждый раз обнаруживает, что Его ученики заснули; только после этого приходит толпа арестовать Его (Мф.26:36–47; Мк.14:32–43). В каждом из таких случаев тройное повторение порождает в читателе надежду на новый, неожиданный поворот событий.

Итак, эпизод, в котором присутствует мотив тройственности, указывает на дальнейшее развитие событий. Но число «три» придает также значение полноты или завершенности самому эпизоду; когда что-то повторяется трижды, этим подчеркивается реальность события. Когда Петр в третий раз отрицает, что знаком с Иисусом, это отрицание представляется окончательным (Мф.26:74–75; Мк.14:71–72; Лк.22:60–61; Ин.18:27). В Евангелии от Луки после трех отрицаний Петра приведен параллельный эпизод, где Пилат говорит с толпой о судьбе Иисуса. Трижды Пилат пытается освободить Иисуса, и трижды первосвященники и правители не соглашаются на это; это повторение указывает на окончательный характер их отказа (Лк.23:13–25). Потом, после воскресения, Иисус является Своим ученикам. Согласно Евангелию от Иоанна, во время третьего явления Иисус трижды спрашивает Петра, любит ли он Его, и Петр каждый раз отвечает утвердительно (Ин.21:15–17). Так Иисус восстанавливает отношения между Петром и Собой, подчеркивая несомненность этого восстановления столь же тщательно, сколь тщательно было подчеркнуто ранее отречение Петра. Тройное строение каждого эпизода указывает на его реальность и значение.

Каким бы ни было конкретное событие, образец троекратного повторения часто употребляется в фольклорной литературе всех стран. Много таких примеров и в Библии. Иисус рассказывал притчи о трех слугах; трех типах почвы, не дающей урожая, и трех степенях урожайности хорошей почвы; трех приглашениях на пир и трех путниках, встретивших на дороге раненого человека. Книга Иова включает в себя три симметричных цикла речей. Петр видит полотна, полные животных, и трижды слышит голос (Деян.10:16). В истории об объявлении рождения Самсона (Суд.13) мы слышим объявление ангела и запреты назорейского обета трижды – от ангела к жене Маноя, при ее пересказе события Маною и при повторном визите ангела. Благословение Аарона состоит из трех пар высказываний (Чис.6:23–26).

Родственный мотив – три плюс один, когда элемент повторяется четыре раза, но на четвертый происходит резкое изменение. Искушение Самсона Далидой (Суд.16:4–21) – чистый пример такого мотива. Другие примеры – притча Иофама (Суд.9:7–15), вознесение Илии на небеса (4Цар.2) и формула, присутствующая в пророчествах Ветхого Завета и литературе мудрости: «за три преступления... и за четыре» (Ам.1:3, 6, 9, 11, 13; 2:1, 4, 6) или «три вещи... и четыре» (Притч.30:15, 18, 20–23, 29–31).

Число «три» обозначает также окончательность и полноту в рассказе о смерти и воскресении Иисуса. Когда Иисус воскрес на третий день (см. ТРЕТИЙ ДЕНЬ), испытание, которого Он так страшился за несколько ночей до того в Гефсимании, завершилось, Его победа над грехом и смертью была полной; трех дней оказалось достаточно. Павел признает это, когда объявляет об Иисусе: «Смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:9). Число «три» говорит о полноте и достаточности деяния Иисуса Христа. Здесь также число три имеет значение достаточности и полноты.

См. также: ДВА; ДВЕНАДЦАТЬ; ОДИН, ЕДИНИЧНОСТЬ, ЕДИНСТВО; ПЕРВЫЙ; ПЯТЬ; ПЯТЬДЕСЯТ; СЕМЬ; СЕМЬДЕСЯТ; СОРОК; СТО; ТРЕТИЙ ДЕНЬ; ТЫСЯЧА; ЧЕТЫРЕ; ЧИСЛА В БИБЛИИ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle