Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Четыре

(Four)

Распределение предметов или фраз на группы по четыре в еврейской литературе служило средством выражения полноты. Как в понятиях крайних точек востока, запада, севера и юга предполагается наличие всего остального между ними, так и распределение на четыре элемента или поэтические строки служило образом, указывающим на всеохватывающее участие или присутствие понятий, не упомянутых особо.

Ярким примером служит Ис.58. В Ис.58:6–8 показаны четыре общих аспекта справедливости (как Божьего поста), четыре конкретных действия по проявлению сострадания и (с заимствованием образов исхода) четыре следующие за ними благословения. В Ис.58:9–10 изображаются четыре благословения и четыре действия с использованием метода инверсии (две первых и две последних строки содержат обетования, а четыре средних – заповеди). Поскольку они располагаются группами по четыре, в этих конкретных примерах подразумеваются и все остальные.

В некоторых случаях полнота, связанная с числом «четыре», основывается на пространственных или географических понятиях. Четыре направления, например, соотносятся с четырьмя ветрами (десять упоминаний) и с четырьмя углами земли (Откр.7:1). У прямоугольных дворов или зданий четыре стороны (Иез.42:20) и четыре угла (Иез.46:21).

Число «четыре» встречается столь часто в апокалиптических видениях, в частности у Даниила, Иезекииля и в Откровении, что его можно считать отдельной категорией само по себе. Читаем, например, о четырех зверях, четырех головах, четырех царях, четырех животных, четырех ангелах, четырех рогах. В некоторых местах основным значением этого образа является полнота или превосходство. Видения Иезекииля начинаются с описания четырех животных, в лицах которых выражается превосходство разных представителей творения – человека, льва (дикие животные), тельца (домашние животные) и орла (птицы небесные). Будучи олицетворением вселенского поклонения, они поддерживают свод в виде кристалла под Божьим престолом. Четыре аналогичных животных появляются в Откровении как воплощение всеохватывающего наблюдения (исполненные очей) и благоговения (непрестанное вознесение хвалы) (Откр.4:6–8). Помимо выражения полноты, число «четыре» в апокалиптических видениях придает мистическую ауру сверхъестественным событиям и окружающей обстановке.

Связанной с числом «четыре» символикой богато также описание скинии в Ветхом Завете (Исх.25–39), где, опять же, можно увидеть ассоциативную связь с полнотой и мистической аурой. Здесь мы читаем о четырех золотых кольцах, четырех чашах, четырех столбах, четырех рогах, четырех медных кольцах и четырех рядах драгоценных камней (см. ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И МЕТАЛЛЫ).

В Ам.1–2 и Притч.30 число «четыре» используется в приеме, который получил название «числового параллелизма». Амос высказывает серию предупреждений о суде над разными народами, начинающихся со слов «за три преступления... и за четыре», а затем описывает только одно или два из них. Цель числового параллелизма заключается в том, чтобы внушить читателю, что есть и многие другие неупомянутые грехи. Народы перешли допустимую границу и тем самым заслужили наказание.

Еще один примечательный образ из четырех составных частей – слова о Божьем народе как о всяком «колене и языке, и народе и племени», повторяющиеся как рефрен в Откровении. Эта четверка в разных вариантах упоминается в Откр.5:9; 7:9; 10:11; 11:9; 13:7; 14:6; 17:15 – каждый раз для выражения мысли о возможности принятия или бунта, всеобщего Божьего спасения или суда над теми, кто противится Божьей всеобъемлющей благодати.

См. также: ДВА; ДВЕНАДЦАТЬ; ОДИН, ЕДИНИЧНОСТЬ, ЕДИНСТВО; ПЕРВЫЙ; ПОСТ, ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ ПИЩИ; ПЯТЬ; СЕМЬ; СЕМЬДЕСЯТ; СОРОК; СТО; ТРИ, ТРЕТИЙ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle