Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Пять

(Five)

Число «пять», небольшое круглое число, часто встречается в Библии. Оно соответствует количеству пальцев на руке и потому может служить образом самодостаточной полной пригоршни. На ум сразу же приходят пять книг Пятикнижия и расположение материала в виде пяти речей в Евангелии от Матфея.

В некоторых случаях число «пять» символизирует небольшое или даже ничтожное количество в рамках общей схемы, которое, тем не менее, приобретает высокую ценность. Когда Авраам молил Бога пощадить Содом (Быт.18:22–33), он начал с просьбы не погубить город, если в нем найдется пятьдесят праведников. Когда Бог согласился, Авраам уменьшил это число на пять, ссылаясь на то, что это несущественное по своим последствиям количество. Он сделал это дважды, а затем сократил число на десяток. В Новом Завете Павел подчеркнул высшую ценность хотя бы «пяти [вразумительных] слов» по сравнению с «тьмой слов на незнакомом языке» (1Кор.14:19).

В других случаях число «пять» связывается просто с возмещением или щедрой наградой. Воры должны были в пятикратном размере возмещать нанесенный убыток (Исх.22:1). Израильтяне должны были требовать пять сиклей за каждого взятого у них первенца (Чис.3:47). Иосиф удостоил Вениамина пятикратной по сравнению с другими братьями долей подававшихся угощений (Быт.43:34) и дал ему в пять раз больше одежд (Быт.45:22).

Чаще всего число «пять» служит выражением половины десятка. В мерах длины, установленных для возведения Скинии и храма, использовались единицы, связанные с числом «пять». Десять покрывал скинии подразделялись на группы по пять (Исх.26:3). Каждое крыло херувима в храме было длиной в пять локтей, что в сумме составляло десять локтей (3Цар.6:24). В притче о десяти девах Иисус разделил их на пять мудрых и пять неразумных (Мф.25:2).

Таким образом, число «пять» в разных вариантах служит выражением небольшого, но имеющего определенное значение количества в рамках более широкого множества, изобилия в небольших масштабах или (когда оно используется в привязке к десяти) показателем полноты и завершенности десятка.

См. также: ДВА; ДВЕНАДЦАТЬ; ОДИН, ЕДИНИЧНОСТЬ, ЕДИНСТВО; ПЕРВЫЙ; ПЯТИДЕСЯТНИЦА; СЕМЬ; СЕМЬДЕСЯТ; СОРОК; ТРИ, ТРЕТИЙ; ЧЕТЫРЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle