Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Пятидесятница

(Pentecost)

Образ Пятидесятницы имеет важное значение как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Пятидесятница – на самом деле греческое название ветхозаветного праздника седмиц (Лев.23:15; Втор.16:9), то есть пятидесяти дней после потрясения снопов на пасху. Праздником седмиц отмечалось окончание жатвы зерна. Однако его смысл более интересен у Иоиля и в Деяниях. В свете пророчества Иоиля (Иоил.2:8–32) и обетования Святого Духа в последних словах Христа перед вознесением Пятидесятницу можно считать днем рождения церкви.

Единственной ссылкой на главные события Пятидесятницы служат слова в Деян.2:1–3: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Пятидесятница напоминает тайную вечерю: в обеих сценах ученики собрались в доме вместе для важного события. На тайной вечере ученики стали свидетелями завершения земного служения Мессии, Который попросил их помнить о Нем после смерти до Его возвращения; на Пятидесятницу ученики стали свидетелями рождения новозаветной церкви с пришествием Святого Духа, сошедшего на всех верующих. Таким образом, сцена с учениками в комнате знаменует начало служения Святого Духа в церкви после завершения земного служения Христа в горнице перед распятием.

Образы ветра и огня, присутствующие в рассказе о Пятидесятнице, присутствуют на всем протяжении Ветхого и Нового Заветов. На Пятидесятницу ветер был «шумным» и «сильным» – мощным ветром, который, тем не менее, не погасил языки огня. Писание изобилует образами силы ветра (которая всегда понимается как подвластная Богу; Исх.10:13; Пс.17:43; Ис.11:15 в Ветхом Завете и Мф.14:23–32 в Новом Завете – лишь немногие примеры). Но более важное значение имеет ветер не как сила, а ветер (в Евр.это же слово обозначает «дыхание») как жизнь в Ветхом Завете (Иов.12:10) и как дух в Новом Завете (Ин.3:8). Если первый Адам получил дыхание физической жизни (Быт.2:7), то второй Адам приносит дыхание духовной жизни. Понимание духовной жизни как исходящей от Святого Духа, безусловно, присутствует в образе ветра на Пятидесятницу.

Огонь, второй образ Пятидесятницы, в Ветхом Завете часто связывается с присутствием Бога (Исх.3:2; 13:21–22; 24:17; Ис.10:17) и с Его святостью (Пс.96:3; Мал. 3:2). В Новом Завете огонь тоже связывается с присутствием Бога (Евр.12:29) и с очищением, которое Он может совершить в человеческой жизни (Откр.3:18). Божье присутствие и святость подразумеваются в языках огня на Пятидесятницу. Огонь отождествляется с Самим Христом (Откр.1:14; 19:12). Эта связь, естественно, лежит в основе полученного на Пятидесятницу дара Святого Духа, Который будет возвещать ученикам от имени Христа (Ин.16:14).

В остальной части Деян.2 есть и другие образы, которые мы связываем с Пятидесятницей. Один из самых важных – говорение на иных языках, позволившее представителям разных языковых групп понять послание апостолов. Второй – смелая и резкая проповедь Петра иудейской аудитории. Воздействие проповеди проявилось столь же ярко – слушатели «умилились сердцем» (Деян.2:37) и получили от Петра наставление покаяться и креститься (Деян.2:38). Рассказ заканчивается описанием присоединения к братству трех тысяч душ, преломления хлеба и молитв, апостольских знамений и чудес и создания утопической общины, в которой все получали то, в чем нуждались.

См. также: ПЯТЬДЕСЯТ; СВЯТОЙ ДУХ; ТОРЖЕСТВА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle