Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Сорок

(Forty)

Период в сорок дней или лет играет важную роль в Писании и в еврейской традиции. Как отмечали отцы церкви, он чаще всего связывался с испытаниями, временем скорби и наказанием (ср. Августин, De Con. Ev. 2.4.8–9; см. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ). Потоп как суд продолжался сорок дней (Быт.7:4). То же самое относится к посту Моисея (Исх.24:18; Втор.9:9) и Илии (3Цар.19:8). Поколение евреев странствовало по пустыне сорок лет (Исх.16:35; Пс.94:10). Израиль находился в руках филистимлян в течение сорока лет (Суд.13:1). Иезекииль лежал на боку сорок дней в знак наказания Иудеи (Иез.4:6). Иона пророчествовал, что Ниневия будет разрушена через сорок дней, но это пророчество оказалось условным, поскольку сорок дней стали временем покаяния, сведшего его на нет (Иона 3:4).

Число «сорок» выражало обычно просто круглое количество или приблизительную оценку, а не строго определенный период времени. У древних не было ни наручных часов, ни настольных календарей, и перед ними не стояли технические задачи, связанные с необходимостью использования точных чисел, поэтому они, в отличие от нас, особенно не заботились о соблюдении цифровой или хронологической точности. Во всем раввинском своде законов было единственное конкретное число: Мессия придет через 4231 год после сотворения мира (b.Aboda Zara 9b). В Новом Завете, как и у Платона, приводятся относительные даты: события располагаются в порядке очередности, а не в привязке к определенному времени. Судя по древним еврейским эпитафиям, люди часто даже не знали своего точного возраста: чрезмерное количество надгробий с датами, оканчивающимися на ноль или пять, свидетельствует, что во многих случаях возраст определялся приблизительно. Отсутствием заботы о точности объясняется необычная частота использования в Библии чисел «три», «семь» и «сорок»: три – это мало, семь – немного больше, а сорок – намного больше. Все это – лишь приблизительные значения. У Матфея время, в течение которого Иисус находился в гробу с вечера пятницы по утро воскресенья, определяется даже как «три дня и три ночи» (Мф.12:40). По таким неточным меркам сорок дней считались относительно большим сроком (напр., 1Цар.17:16; Деян.1:3), как и сорок лет (Суд.3:11; Деян.4:22; 7:23). Однако в некоторых случаях число «сорок» выглядит точным счетом (напр., сорок ударов, Втор.25:3; ср. 2Кор.11:24).

В Мф.4:2 пост Иисуса в течение «сорока дней и сорока ночей» служит повторением сорокалетнего странствия Израиля в пустыне. Как и Израиль, Он искушался голодом (Исх.16:1–8), побуждением подвергнуть Бога испытанию (Исх.17:1–3) и идолопоклонством (Исх.32). Более того, отвечая сатане, Иисус приводил слова из Втор.6:13, 16 и Втор.8:3, где речь идет об опыте странствования Израиля в пустыне. Большинство толкователей, начиная с Иринея, находят здесь также сознательно проведенную аналогию с длительными постами Моисея и Илии, которые тоже продолжались «сорок дней и сорок ночей».

См. также: ДВА; ДВЕНАДЦАТЬ; ОДИН, ЕДИНИЧНОСТЬ, ЕДИНСТВО; ПЕРВЫЙ; ПОСТ, ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ ПИЩИ; ПУСТЫНЯ; ПЯТЬ; СЕМЬ; СЕМЬДЕСЯТ; СТО; ТРИ, ТРЕТИЙ; ЧЕТЫРЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle