Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Сто

(Hundred)

В Библии, как и вообще, число «сто» служит выражением значительного количества. Это особенно относится к возрасту: Аврааму было сто лет, когда Сарра родила Исаака (Быт.17:17). Фактом, что ему было именно сто лет, подчеркиваются величие совершенного чуда и, соответственно, верность Бога обетованию, данному Аврааму. Размах благословений жизни на новом небе и на новой земле Исаия тоже показывает в категориях преклонного возраста, например, «столетний будет умирать юношею» (Ис.65:20).

Поскольку сто состоит из десяти десятков, в этом числе выражается также образ круглого и полного числа. Соответственно, подразделения израильских воинов неоднократно показываются состоящими либо из сотен, либо из тысяч человек (напр. 2Цар.18:4). Стоимость земли, которую Иаков купил у сынов Еммора в Сихеме, равнялась сотне серебряных монет (Быт.33:19). Когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий спрятал сто из них в двух пещерах и приносил им туда хлеб и воду (3Цар.18:4).

В Новом Завете число «сто» используется как яркий образ полноты. В притче Иисуса о заблудшей овце (Мф.18:12–14; Лк.15:4–7), когда теряется одна овца из сотни, число оставшихся выглядит несовершенным и неполным. Только найдя свою сотую овцу, человек получает удовлетворение. Чтобы до конца понять значение числа «сто» как образа полноты, надо всего лишь рассмотреть возможные варианты притчи. Если бы Иисус рассказал историю о человеке, имевшем девяносто девять овец, из которых одна потерялась, и оставшемся с девяносто восемью овцами, смысл полноты чисел был бы гораздо меньшим, равно как и выразительная сила самой притчи.

Коль скоро в числе «сто» выражается понятие о большом и полном количестве, оно служит также важным библейским образом полученного результата. Например, в первый год, когда Исаак сеял в Гераре, Господь благословил его стократным урожаем (Быт.26:12). Здесь мы видим образ полного благословения, в соответствии с Божьим обетованием Аврааму. Дав Израилю обетование Ханаанской земли, Бог потребовал от него послушания, наградой за которое будут необычайные победы над гораздо более многочисленными противниками в соотношении сначала одного к пяти, а затем – одного к ста (Лев.26:8).

В Новом Завете эту символику Иисус использовал в притче о сеятеле (Мф.13:3–8; Мк.4:3–8; Лк.8:5–8). Принявшие семя слова Божьего и хранящие его приносят стократный урожай (Лк.8:8, 15). Еще более ясно стократную награду Иисус обещал тем, кто оставит блага этого мира ради Него. Затем к этому и так уже необычайному обетованию Иисус добавляет обещание еще более высокой награды – вечной жизни (Мф.19:29; Мк.10:29–30). Будучи венцом Его обетований, благословение вечной жизни возвышается даже над славным благословением стократной награды за жертву. В этих случаях число «сто» как образ полученного результата служит выражением огромного и полного благословения, которое Бог может дать Своему народу.

См. также: ДВА; ДВЕНАДЦАТЬ; ОДИН, ЕДИНИЧНОСТЬ, ЕДИНСТВО; ПЯТЬ; СЕМЬ; СЕМЬДЕСЯТ; СОРОК; ТРИ, ТРЕТИЙ; ТЫСЯЧА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle