Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Один, единичность, единство

(One)

Слово «один» употребляется в Библии более двух тысяч раз, и в большинстве случаев оно указывает просто на единственное, а не на множественное число – один человек, одна женщина, одна рука. В таких случаях не следует искать более глубокого значения данного слова. Но в трех случаях оно выходит за рамки простого обозначения единственного числа и приобретает более глубокое содержание – единства как атрибута Бога, как символа сплоченности и как выражения уникальных качеств отдельных людей.

Единый Бог. «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор.6:4). Это основание иудейского символа веры, и именно эту фразу привел Иисус, когда Его спросили, какая первая из всех заповедей (Мк.12:29). Что же означает слово един?

Во-первых, Бог есть единственный Бог. У других богов нет никаких прав. Им нельзя поклоняться (Исх.20:1–6). Бог сотворил небо и землю. Другие народы относились к солнцу и луне как к божествам, но Быт.1:16 ясно дает понять, что они не что иное, как светила. Власть Бога не ограничена ни временем, ни местом (Втор.10:14; Пс.89:3). В ветхозаветные времена на Ближнем Востоке считали, что у богов ограниченные сферы деятельности (4Цар.5:17), поэтому единственность Бога казалась неслыханным утверждением. В 1Кор.8:4 Павел отрицает, что другие боги вообще существуют.

Во-вторых, есть только один Бог для всех людей. Его власть не ограничивается иудеями (2Пар.20:6). Бог владычествует над народами, даже если они еще не знают об этом (Пс.21:29). Спасение через Христа также действительно для всех (Рим.3:29–30).

В-третьих, в Божестве не может быть степеней. Невозможно стать Богом или быть Богом до определенной степени. Поэтому иудеи хотели побить Иисуса камнями за богохульство, когда Он заявил, что един с Отцом (Ин.10:30–31). В этом заявлении подразумевалось, что все сотворено и живет Христом (1Кор.8:6). Отождествление Человека Иисуса с Богом было единственным способом выразить единство Бога и одновременно оправдание через Христа. Двух богов быть не может, а простое человеческое существо не способно принести спасение. Человек Иисус есть конечное откровение вечной природы Бога. Воскресение подтвердило, что слова и дела Иисуса соответствовали Божьей воле. Слава, принадлежащая единому Богу (1Тим.1:17), распространяется и на Иисуса (Флп.2:9–11).

Человеческое единство. Другая сторона единства проявляется в единстве церкви. Оно основывается на единстве Христа с Отцом (Ин.17:21–23). Соучастие в жертве Христа позволяет верующим быть одним телом (1Кор.10:16–17). Для этого необходима Божья поддержка (Ин.17:11). Единение со Христом стимулирует любовь, милосердие, сострадательность, единодушие и смирение – короче, те самые качества, которыми обладал Иисус (Флп.2:1–11). Павел писал об одном теле со многими членами, действующими совместно и заботящимися друг о друге (1Кор.12). Тем самым «одно сердце и одна душа» (Деян.4:32) демонстрируют миру, что единство Иисуса и Отца реально (Ин.17:23). Главным основанием и высшей целью человеческого братства (Мф.23:8–10) является слава Божья.

В «единственности» выражается также уникальность человеческих существ. Значение одного человека в глазах Бога показано в притчах о заблудшей овце и потерянной драхме (Лк.15:1–10). Здесь Божья забота о незначительных, больных, грешных людях подчеркивается еще больше, чем в Ветхом Завете. Соблазнение «одного из малых сих, верующих в Меня» (Мф.18:6), приведет к печальным последствиям.

См. также: ДВА; ДВЕНАДЦАТЬ; ПЯТЬ; ПЯТЬДЕСЯТ; СЕМЬДЕСЯТ; СОРОК; СТО; ТРИ, ТРЕТИЙ; ТЫСЯЧА; ЧЕТЫРЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle