Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Два

(Two)

Хотя у этого числа нет столь очевидного символического и сакрального значения, как у чисел «семь», «десять» и «двенадцать», число два чаще всего встречается в Библии (более пятисот раз). С самого начала число «два» имеет в Писании очень большое значение. При сотворении было создано два пола, и практически во всей Библии присутствует понимание этого. Не менее важен конфликт между добром и злом, светом и тьмой, и в Библии постоянно повторяется этот мотив двух сторон, столкнувшихся в космической битве. Однако Библия отвергает дуализм, характерный для многих других религий. В Библии космос – не результат сражения между двумя конфликтующими силами или божествами. Любой библейский образ дуализма вторичен по отношению к словам: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор.6:4; см. также Еф.4:4–6).

В соответствии с этим фундаментальным символом веры, число «два» относится к силам, лицам, опыту и фактам внутри космоса. Некоторым образом число «два» составляет основу любых отношений, таких как любовь и ненависть, процветание или лишения, повиновение или неповиновение Богу. Образ двойственности в Библии связан с выбором человека между двумя противоположными возможностями. Внутри этого общего принципа можно выделить разные категории.

Дополняющие друг друга пары – часть сотворенного порядка, что видно уже из истории сотворения: «В начале создал Бог небо и землю» (Быт.1:1), затем упоминаются день и ночь, суша и море, и «два светила великие» (Быт.1:16). Число «два» становится важным и для жизни человека и общества, когда Бог сотворяет человека – мужчину и женщину (Быт.1:27). Поэтому основной принцип человеческой жизни – сосуществование с другим человеком, создание пары (Быт.2:24; Мф.19:5–6). Это относится не только к мужчине и женщине, как видно из Екклесиаста: «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо, если упадет один, то другой поднимет товарища своего» (Ек.4:9–10).

С возникновением двойственности была порождена новая жизнь. Главные из детей патриархов образуют пары: Каин и Авель (Быт.4), Измаил и Исаак (Быт.16; 21), Иаков и Исав (Быт.25). Они имеют значение не как отдельные личности, но как символы людей с разным образом жизни: Авель пасет стада, Каин обрабатывает почву. Или же они указывают на происхождение разных народов, так, Господь сказал Ревекке: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей» (Быт.25:23).

Мы можем рассмотреть в свете данной темы мотив завета. Когда Бог заключает завет с Израилем на горе Синай, Он дает Моисею «две скрижали... каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исх.31:18), – что означает: отношения с Богом и с ближними неразрывно связаны. Иисус очень ясно говорит об этом: «“Возлюби Господа Бога твоего...”: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:37–40). Завет предполагает две возможности: повиновение или ослушание. Моисей противопоставляет их в своей прощальной речи: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло... благословение и проклятие. Избери жизнь» (Втор.30:15, 19). Еще важнее в Библии мотив двух заветов, один из которых предвосхищает свое исполнение в другом.

Новый Завет говорит о необходимости принять решение, изображая две возможности: «Широки врата... ведущие в погибель... тесны врата... ведущие в жизнь» (Мф.7:13–14). Опять же, «никто не может служить двум господам» (Мф.6:24). Во многих притчах Иисуса представлены два типа поведения и два альтернативных выбора образа жизни. Сюда относятся притчи о младшем и старшем сыновьях, о фарисее и мытаре, о хороших и плохих слугах, о мудрых и неразумных девах, о пшенице и плевелах, о проходивших мимо и добром самарянине, о двух сыновьях владельца виноградника.

В ветхозаветной литературе мудрости сюда добавляется мотив двух путей. Например, Пс.1 представляет собой развернутое противопоставление «пути праведных» и «пути грешных». В Книге Притчей противопоставлены «путь злой» и «стези прямые» (Притч.2:12–15), «стезя нечестивых» и «стезя праведных» (Притч.4:14–19). Пс.138 завершается противопоставлением «опасного пути» и «вечного пути» (Пс.138:24).

На более мирском уровне, в Ветхом Завете два – минимальное количество людей, которым можно что-либо поручить. Например, в Содом посылают двух ангелов (Быт.19:1), в Иерихон – двух лазутчиков (Нав.2:1). Когда Иисус призвал к Себе Двенадцать апостолов, Он «начал посылать их по два» (Мк.6:7; см. также Мф.21:1). Двое – это минимальное количество свидетелей, которое, согласно древним судебным правилам, необходимо для свидетельства (Втор.17:6; Мф.18:16; Откр.11:3). В Евангелии от Иоанна описаны два свидетеля в пасхальное утро (Ин.20:3). А самый важный пример – встреча воскресшего Иисуса с двумя учениками-свидетелями на дороге в Еммаус (Лк.24:13; см. также Мк.16:12).

Хотя некоторые упоминания числа «два» лишены особого значения, в большинстве случаев «два» – это некое элементарное число, возможно, предполагающее полноту (исходя из принципа, что две половины составляют целое, две чаши находятся в равновесии или противоположности оттеняют друг друга). В церемониальных законах Ветхого Завета, а также деталях постройки и обрядах, связанных со скинией и храмом, часто встречается число «два» (оно встречается почти 150 раз в последних четырех книгах Пятикнижия). Помимо этого, список парных персонажей практически бесконечен: Адам и Ева, Каин и Авель, Авраам и Сарра, Рахиль и Лия, Иаков и Исав, Иосиф и Вениамин, Моисей и Аарон, Иисус Навин и Халев, Девора и Варак, Давид и Ионафан, Мария и Марфа.

В итоге, образ двух появляется в сотворении, в рождении потомства людьми и животными, в браке, в области морального выбора между «двумя путями». Два – важный библейский образ. Даже библейское мировоззрение в значительной степени связано с великим противостоянием Бога и сатаны, повиновения и неповиновения Божьему закону, небес и ада, добра и зла, отдающего духа бескорыстия и эгоизма, мыслей о небесном и мыслей о мирском.

См. также: ДВЕНАДЦАТЬ; ОДИН, ЕДИНИЧНОСТЬ, ЕДИНСТВО; ПЯТЬ; ПЯТЬДЕСЯТ; СЕМЬ; СЕМЬДЕСЯТ; СОРОК; СТО; ТРИ, ТРЕТИЙ; ТЫСЯЧА; ЧЕТЫРЕ; ЧИСЛА В БИБЛИИ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle