Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Семь

(Seven)

Среди чисел с символическим значением самое важное место в Библии занимает число «семь». Оно используется как символ завершенности или полноты. В основе такого понимания числа «семь» лежит семидневная неделя, в которой, согласно Быт.1:1–2:3 и Исх.20:11, выражается богоданная структура творения. Бог совершил Свою работу по сотворению мира к седьмому дню (Быт.2:2), и семь дней образуют завершенный цикл времени.

Символика полноты выражается в самых разных случаях употребления числа «семь». Например, семикратное окропление кровью во время жертвоприношения (Лев.16:14, 19) означает полное очищение. Семь «очей Господа, которые объемлют взором всю землю» (Зах.4:10), означают полноту охвата Богом всего в Своем творении. В увиденном пророком Иоанном образе Христа как Агнца, «имеющего семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (Откр.5:6; ср. Откр.1:4; 3:1; 4:5), семь духов обозначают полноту Духа Божьего (см. СВЯТОЙ ДУХ), идущего в мир как Дух Христа с полнотой власти («семь рогов») и полнотой знания и понимания («семь очей»). Семь голов дракона (Откр.12:3) и зверя (Откр.13:1; 17:3, 9–11) символизируют полноту сатанинского противоборства Богу и полный состав правителей, сопротивляющихся Божьей власти. В Евр.1:5–14 ряд из семи ветхозаветных цитат дает полное представление о рассматриваемом вопросе.

«Семь» – число полноты, поэтому в конкретных семи проявлениях чего-то может выражаться целое. Семь «чудес» в Евангелии от Иоанна, первые два из которых исчислены (Ин.2:11; 4:54), чтобы побудить читателя самому сосчитать остальные (пять остальных тоже названы «чудесами» или «знамениями»: Ин.6:2; 6:14, 26; 9:16; 12:18; 2:18–19), служат примерами «многих других чудес», которые сотворил Иисус (Ин.20:30). Образцами целого служат семь притчей в Мф.13, семь церквей в Откр.2–3, семь характеристик мудрости в Иак.3:17 и семь учеников в Ин.21:2.

Модель из шести дней плюс суббота показывает, что в ряду из семи звеньев седьмой элемент иногда отличается от шести остальных и играет особо важную роль. Седьмым знамением в Евангелии от Иоанна стали смерть и воскресение Иисуса (Ин.2:18–19; ср. Ин.20:30) – кульминационный пункт, к которому вели остальные шесть знамений или чудес Иисуса. В сериях из семи снятий печати (Откр.6:1–8:1) и семи звуков труб последний образ в каждом случае служит кульминацией, отделенной от предшествующих шести. На особое значение Еноха указывает его седьмое по счету место в родословии от Адама (Иуд.1:14).

Иногда в том же значении, что и «семь», используется число «семьдесят». Семьдесят лет – полный возраст человека (Пс.89:10; Ис.23:15). В Быт.10 перечислены семьдесят народов, представляющих все народы земли, и с этим образом, возможно, символически связаны семьдесят учеников, посланных Иисусом (Лк.10:1).

Если «семь» символизирует полноту, то в числе «семьдесят семь» выражается мысль об абсолютной или непревзойденной полноте. Так, Ламех говорит, что в сравнении с семикратным мщением за Каина, за него отомстится семьдесят раз всемеро (Быт.4:24), а Иисус, с другой стороны, повелевает прощать не просто семь раз, а «до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:21–22). В родословной Иисуса у Луки Иисус стоит на семьдесят седьмом месте в человеческой истории (Лк.3:23–38).

Комбинации из семи не всегда лежат на поверхности, и бывает, что для их обнаружения требуются внимательные поиски. В Откровении есть семь блаженств, разбросанных по всей книге (Откр.1:3; 14:13; 16:15; 19:9; 20:6; 22:7, 14). В Евангелии от Иоанна есть два вида высказываний «Я есмь» Иисуса. Один ряд высказываний «Я есмь» – абсолютная конструкция, в которой просто выражается божественная природа (Ин.4:26; 6:20; 8:24, 28, 58; 13:19; 18:5–6, 8). Ко второй группе относятся «Я есмь» с дополнением (напр., «Я есмь хлеб жизни», Ин.6:35; 8:12; 10:7, 9, 11, 14; 11:25; 14:6; 15:1, 5). В совокупности они указывают на полноту божественной природы Иисуса и на Его спасительное значение.

См. также: СЕМЬДЕСЯТ; СУББОТА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle