Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Суббота

(Sabbath)

В образах, связанных с седьмым днем еврейской недели, выражается мысль об особом и святом дне, но при этом возникает несколько четко различимых мотивов. В самых ранних упоминаниях о субботе внимание привлекается к теме отдыха или прекращения работы. В первую субботу, когда «совершил Бог... дела Свои» по сотворению мира, Он «почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Быт.2:2). Когда соблюдение субботы стало одной из десяти заповедей, пример Божьего покоя после шести дней работы получил всеобщее распространение (Исх.20:8–11; Втор.5:12–15). Во время исхода суббота как день прекращения работы стала законом для еврейского народа – людям было запрещено собирать манну в седьмой день (Исх.16:23–30), и при этом подразумевалось, что суббота должна служить барьером для стяжательских побуждений. Мотив прекращения работы в субботу Богом и Израилем связывался с необходимостью «покоиться» (Исх.31:17), то есть восстанавливаться во время субботнего отдыха. О субботе говорится также как об «отраде» (Ис.58:13). Тема субботнего отдыха используется в метафорическом смысле в Евр.4:9, где само небо показано как «субботство».

Во-вторых, суббота связана с мотивом воспоминания. Это особо подчеркивается в десяти заповедях, где соблюдение субботы связывается с памятью о Божьем покое при сотворении мира (Исх.20:11) и с освобождением народа из рабства в Египте (Втор.5:15). О самом соблюдении одного дня из семи израильтяне должны были «помнить» (Исх.20:8).

В-третьих, суббота окружена ореолом святости – как нечто отделенное от обычного. При самом ее установлении «благословил Бог седьмой день, и освятил его» (Быт.2:3). Этот день надо было «святить» или «свято хранить» (Исх.20:8; 31:14; Втор.5:12), ибо «благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:11); это время «священного собрания» (Лев.23:3).

В развитии темы отделения субботы она иногда представляется знаком отделения Израиля Богом как Его избранного народа. В Исх.31:16–17 о соблюдении субботы говорится как о «завете вечном» и «знамении» между Богом и народом Израиля (см. также Лев. 24:8). В более поздних пророческих книгах читаем о соблюдении субботы как о знаке твердой приверженности завету (Ис.56:6), а о самой субботе как о «знамении» между Богом и Израилем (Иез.20:12, 20).

Кроме того, суббота связана с мотивом заповеди и закона. Уже во время исхода запрет Моисея собирать манну имел силу повеления Бога (Исх.16:23). Это подкрепляется упоминанием о соблюдении субботы в десяти заповедях, где оно выражено в повелительной форме, и позднее в Моисеевых законах (напр., Исх.35:3; Лев. 16:31; 23:3). Формулировки, в которых излагается закон, включают в себя слова о необходимости «хранить», «соблюдать» и «святить» субботу (Втор.5:12, 15; Неем.13:22; Ис.56:2).

Еще один связанный с субботой мотив – поклонение. Об этой связи мы впервые читаем, когда речь заходит об особых священнических жертвоприношениях в седьмой день (Чис.28:9–10), то есть об обряде, о котором упоминается и в последующих частях Ветхого Завета (Иез.46:4, 12). В том же духе Исаия пишет, что люди будут приходить на поклонение пред Богом «из субботы в субботу» (Ис.66:23). В целом же, однако, образы, приближающиеся к еженедельному воскресному поклонению в христианской церкви, проявляются отчетливо лишь в упоминаниях о поклонении в синагоге в Новом Завете (Мк.1:21; 6:2; Лк.4:16–17, 31; 6:6; 13:10; Деян.13:14, 27; 15:21; 17:2; 18:4), где упор делается на чтении и толковании Писания с обсуждением его значения.

Хотя суббота означает конкретно седьмой день недели, следует отметить, что в Ветхом Завете «субботами» называются и другие религиозные праздники. Например, день очищения (Лев.16:31), праздник труб (Лев.23:24 {«покой»}) и праздник кущей (Лев.23:39 {«покой»}). Кроме того, каждый седьмой год считался субботой Господней с тех пор, как израильтяне вошли в обетованную землю (Лев.25). В это понятие включалось повеление Израилю соблюдать субботу земли с тем, чтобы она оставалась под паром каждый седьмой год (Лев.25:1–7).

Во всех вышеизложенных ветхозаветных мотивах выражается мысль о крайне важном значении и святости субботы. Не удивительно поэтому, что они сопровождаются дополнительным мотивом осквернения субботы, казавшимся особенно ужасным ветхозаветным пророкам (Ис.56:2, 6; ср. также Неем.13:17). Наиболее распространенной формой осквернения было занятие делами в субботу (Неем.13:19; Ам.8:5), в числе которых называются прохождение товаров через городские ворота (Неем.13:19, 22; Иер.17:21, 24, 27).

В Новом Завете мы видим одновременно преемственность и изменения. Для начала отметим большое число упоминаний о событиях, происходивших в субботу, как в евангелиях (около пятидесяти упоминаний), так и в Деяниях (около десяти упоминаний). Такая насыщенность со всей очевидностью указывает на значение субботы как дня, в который происходят решающие или существенные события в жизни Иисуса и апостолов. В евангелиях это день, который служит вполне подходящим обрамлением восстановительного служения Божьего Царства, выражающегося в исцелении и исправлении сокрушенного состояния человека Иисусом. Во всех этих случаях подразумевается мысль об отделении субботы как дня, посвященного религиозным, а не повседневным делам. В то же время крайние (и потенциально чисто легалистские) формы воздержания от работы, преобладавшие при соблюдении закона, смягчаются и помещаются в рамки нового искупительного служения Бога (Мф.12:1–12; Мк.2:23–28; 3:2–4; Лк.6:1–9; 13:10–17; 14:1–6; Ин.5:9–18; 9:14–16). С учетом этих новозаветных изменений образ субботы обретает черты дня для совершения добрых дел, а также дня поклонения и прекращения повседневной работы.

См. также: ПОКЛОНЕНИЕ; ПОКОЙ, ОТДЫХ; РАБОТА, РАБОТНИК; СЕМЬ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle