Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Стыд, срам, позор

(Shame)

Стыд связан с несколькими параллельными темами, такими как грех, нагота, позор, унижение и вина, но особенно с сексуальностью после грехопадения и нарушением отношений человека с Богом и другими людьми.

Стыд и взаимоотношения. После грехопадения Адам и Ева устыдились предстать пред Богом, не выдержав Его проверки на послушание (Быт.3:1–24). В этом нет ничего удивительного. Но непривычное чувство наготы и стыда, которое они испытали по отношению друг к другу, выглядит достаточно неожиданным и ясно указывает на пагубные последствия греха для самой их сущности. Тем самым стыд показан объективно как нравственное состояние, демонстрирующее зловредную и упадочную природу греха, и субъективно как психологическое и эмоциональное последствие греха и чувства вины. Обе эти стороны тесно взаимосвязаны. Отсутствие чувства стыда за совершенный грех усугубляет преступление. Поэтому одно из серьезнейших обвинений, которое Павел выдвигает против врагов креста Христова, заключается в том, что «слава их – в сраме» (Флп.3:19). С другой стороны, столь же недопустимо продолжать испытывать чувство стыда после прощения греха, так как прощение удаляет постыдный грех посредством Того, Кто претерпел крест и пренебрег посрамлением (Евр.12:2).

Навлеченный позор. Есть еще одна сторона стыда – это не просто то, что человек испытывает сам. Стыд может также навлекаться человеком на других и в таком случае требует воздаяния. Например, изнасилование Фамари Амноном было, как она сама сказала ему до этого, бесчестьем для нее, а затем сделало ее несчастной; и это вызвало месть Авессалома своему брату (2Цар.13:13). А унижение Анионом людей, посланных Давидом с выражением соболезнования (Аннон сбрил им бороды и обрезал края одежды), привело к войне Давида с обидчиками (2Цар.10).

Стыд и суд. Стыд и суд связываются так часто, что «посрамиться» служит обычной идиомой, означающей «предстать пред Божьим судом». Но в определенном смысле, стыд показан еще нравственным сдерживающим средством для верующих. Так, Павел, предостерегая ефесян против неразумных речей, пишет, что стыдно даже говорить о том, что нечестивцы делают тайно (Еф.5:12). Кроме того, узнав, что верующие в Коринфе ведут между собой тяжбы, Павел пристыжает их за такое недостойное поведение (1Кор.6:5).

Коротко говоря, стыд – серьезное и пагубное последствие греха, но благодаря Евангелию, к счастью, не непоправимое. Величайшим образом посрамления служит крест, в котором выражаются ужас греха и Божьего суда, но в то же время слава прощения и восстановления.

См. также: ВИНА; ГРЕХ; НАГОТА; ПРОЩЕНИЕ; ЧЕСТЬ, СЛАВА, ПОЧЕТ, ПОЧТЕНИЕ, УВАЖЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle