Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Покой, отдых

(Rest)

Стремление к покою после трудов присуще всем людям. По сути это часть повседневного и недельного цикла жизни. В картинах возвращения труженика домой после рабочего дня выражаются чувства, понятные даже горожанину, и в Пс.126:2 говорится, что Бог «возлюбленному Своему... дает сон». В библейском образе человеческого покоя сочетаются физическое и духовное значения. В глазах библейских авторов отдых имеет не только и не столько утилитарный смысл. Отдых был включен в естественный ход жизни Творцом, Который почил на седьмой день творения (Быт.2:1–3). Важная сторона значения покоя связана с тайной Божьего покоя: он знаменует завершение работы и напряжения сил и вполне оправданное восхищение соделанным без необходимости продолжать работу. В Божьем покое подразумевается даже элемент, имеющий принципиально важное значение для человеческого отдыха – восстановление сил. В Исх.31:17 сказано, что на седьмой день Бог не только почивал, но и «подкреплял силы» (RSV {в православном тексте «въ седмы́й же дéнь престá, и почи́»}). Аналогичные картины покоя как прекращения работы мы видим и в жизни Иисуса. Несмотря на Свои дела, Иисус находил время для уединения и отхода от активной жизни (Мк.6:45–47; Лк.6:12; 9:28). То же самое Он предписывал Своим ученикам: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (Мк.6:31).

Наиболее ясно человеческий отдых в Библии выражается в образе субботы, выделенной как свободный от работы седьмой день недели (Исх.20:8–11; Втор.5:12–15). Это было время полного покоя в доме, когда не работали ни слуги, ни животные (Исх.23:12). Это еженедельное время покоя можно рассматривать одновременно как удовлетворение физической потребности (в Исх.23:12 объяснением служит необходимость, чтобы люди и животные «отдыхали»), и как духовное требование выделения времени для поклонения Богу. Субботний покой дополнялся праздничными днями, составлявшими важную часть иудейской религиозной жизни.

Отдых переориентирует ценности человека, переключая внимание от повседневных забот на Бога и духовную реальность. В Библии готовность проводить определенное время в покое показана свидетельством завета – «завета вечного» и «знамением» между Богом и Его народом (Исх.31:16–17). Еще одна сторона символики субботнего покоя выражалась в том, что он символизировал освобождение Израиля от рабства в Египте (Втор.5:15). Покой показан одной из форм свободы – от работы, от алчных устремлений и стяжательства, от мирских забот.

В готовности проводить время в покое выражается не только преданность Богу, но и свобода от тревог. Моисей изображает «возлюбленного Господом» как человека, который «обитает у Него безопасно» и «покоится между раменами Его» (Втор.33:12). В этой картине отражается конечный смысл покоя в Библии – отказ человека от собственных притязаний и упование на Бога. Псалмопевец призывает нас «покориться Господу и надеяться на Него» (Пс.36:7). В речи Иисуса о необходимости избавиться от тревог используются различные средства убеждения, и люди призываются отказаться от беспокойств и забот, полагаясь на Бога в удовлетворении своих нужд (Мф.6:25–34). Покой здесь показан формой освобождения от человеческого принуждения.

Покой как упование на Божье провидение становится символом спасения. Исаия приводит слова Бога, выговаривающего Своему народу за то, что он полагается на собственные силы и не принимает Божьего приглашения: «Оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша» (Ис.30:15). В призыве Иисуса выражается предложение не просто физического или эмоционального покоя: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28).

Образом окончательного успокоения служит смерть – конечное прекращение трудов и усилий. Для Иова этот конечный покой означал то же самое, что и для Гомера, – просто прекращение всякой деятельности, место, где «беззаконные перестают наводить страх... отдыхают истощившиеся в силах» (Иов.3:17). Такая неопределенность ветхозаветного представления о загробной жизни проявляется и в формулировке, что умершие спят или покоятся с отцами. В Новом же Завете небесный покой после жизни на земле понимается целью человеческого существования. Эту мысль не устает повторять автор Послания к евреям, заявляющий, что «входим в покой мы уверовавшие» (Евр.4:3), и заверяющий верующих, что «для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный» (Евр.4:9–11). А в Откровении мы слышим голос с неба, говорящий: «Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе... они успокоятся от трудов своих» (Откр.14:13).

См. также: БЕССОННАЯ НОЧЬ; ДОСУГ; ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА; ЛЕЖАНИЕ, ПОКОЙ; ИГРА; ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ; ПОКЛОНЕНИЕ; РАБОТА, РАБОТНИК; СЛАБОСТЬ; СМЕРТЬ; СОН; СУББОТА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle