Третий день
(Third day)
В Библии присутствует более сорока ссылок на «третий день», что указывает на важность данного мотива. Некоторые упоминания кажутся случайными, как в том случае, когда Лаван на третий день узнает о бегстве Иакова (Быт.31:22), когда Давид на третий день прибывает в Секелаг (1Цар.30:1), когда Иисус и Его ученики приходят в Кану на свадьбу на третий день пути (Ин.2:1) и когда груз выбрасывают за борт с корабля на третий день шторма (Деян.27:19). Физические причины побудили сыновей Иакова отомстить семье Сихема на третий день после того, как взрослые мужчины этой семьи сделали себе обрезание и «были в болезни» (Быт.34:25). Однако в подавляющем большинстве случаев третий день имеет ритуальное или священное значение.
Менее важный мотив – это придворные обычаи, связанные с темой третьего дня. Иосиф заключает братьев в темницу на три дня (Быт.42:17–18). Ровоам просит три дня, чтобы решить, сторону какой политической партии он примет (3Цар.12:12; 2Пар.10:12).
Третий день имел и обрядовое значение. У горы Синай израильтяне совершают обряд очищения, чтобы Бог мог явиться на третий день (Исх.19:10–16). Мясо, остающееся от жертвоприношений, следовало уничтожать на третий день (Лев.7:17–18:19: 6–7). Мы читаем также о водном омовении на третий день (Чис.19:12, 19, 20) и о жертвах, приносимых на третий день. Когда Бог исцеляет Езекию, царь идет в храм на третий день (4Цар.20:8), а когда Есфирь решает обратиться к царю с просьбой, она просит своих соотечественников три дня поститься, после чего надевает царское платье и входит в присутствие царя (Есф.4:16; 5:1).
Этот мотив достигает священной кульминации в воскресении Иисуса на третий день. Фактически, в Новом Завете множество отрывков, где упоминается «третий день», в который Иисус воскрес, и в одном месте сказано, что Иисус «воскрес в третий день, по Писанию» (1Кор.15:4). По меньшей мере, два упоминания «третьего дня» в Ветхом Завете предвещают воскресение Иисуса на третий день: это символический третий день, когда Авраам приходит на гору, где он и Исаак встречают Бога и находят заместительную жертву – ягненка, спасающего жизнь Исааку (Быт.22), и освобождение Ионы из желудка рыбы {«кита»} на третий день (Иона 2:1; см. Мф.12:40).
См. также: ТРИ, ТРЕТИЙ.