Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Дверь

(Door)

Двери представляют собой места перехода. Через них мы выходим на улицу или входим в другую комнату, где принимаем гостей; мы закрываем двери, чтобы побыть в тишине и одиночестве. У библейских авторов двери играют важную символическую роль. Двери, врата или порталы часто ассоциируются с вхождением в места большого духовного значения. Дворы храма были разделены стенами и воротами, а Святое-святых в храме открывалось только на один день в году (см. СВЯТОЕ МЕСТО), когда после совершения соответствующих обрядов в него входил первосвященник, представлявший народ пред Богом.

Этим образом библейские авторы пользуются как почти буквальным символом вхождения в духовную сферу, но чаще двери связываются с их прямым функциональным назначением открывать или закрывать (см. ЗАКРЫВАНИЕ, ЗАТВОРЕНИЕ) или укрывать и раскрывать что-то. Дверь – одна из важнейших частей дома, и библейские авторы иногда используют этот образ как синекдоху для обозначения всего дома (см. ДОМ) «В добропорядочном, богобоязненном иудейском доме на дверях должна была быть сделана надпись, провозглашающая Божью истину» (Втор.6:9). Это обозначало, что семья живет по Божьему закону.

Закрытые двери как образ укрытия. Закрытые двери не дают возможности видеть и слышать, что происходит внутри (3Цар.14:6). Закрытые двери скрывают дела блудницы, а открытые двери, когда она садится у них, таинственным образом манят мужчин (Притч.9:14). Иов намекает, что подслушивание или бесцельное времяпровождение у закрытых дверей достойно Божьего наказания. В свою защиту он говорит, что не «строил ковы у дверей моего ближнего» (Иов.31:9). Иисус доводит этот образ до гиперболического выражения, призывая людей молиться не как лицемеры, совершающие молитвы, рассчитанные на внешний эффект: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:6). В Палестине первого века уединение было редкой возможностью. Во многих домах имелась всего одна внутренняя дверь, да и та вела в кладовку для хранения продуктов.

Закрытые двери как образ отделения. Завеса и закрытая дверь отделяли посторонних от святых мест, и такую же функцию двери выполняли в повседневной жизни. Грубо изнасиловав Фамарь, Амнон приказал прогнать ее и запереть за ней дверь (2Цар.13:17–18). Изнасилование само по себе предосудительно, но для Фамарь крайне унизительным было и это изгнание.

Образом запертой двери, которая не открывается, когда в нее стучат, воспользовался Иисус. Наступит время, когда отвергнувшие Его будут отделены от празднеств закрытой дверью, которая перед ними не откроется (Мф.25:10–12; Лк.13:25; Откр.3:7).

Дверь как образ вхождения в духовную сферу. Иисус назвал Себя «дверью» (Ин.10:9). Из контекста явствует, что имеется в виду дверь для овец, то есть врата, ведущие к спасению. Когда воскресший Христос стоит у двери и стучит – «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20), – дверь символизирует необходимость принятия решения и потенциальную возможность отделения от Христа.

Образ двери используется также в слове утешения Христа к гонимым христианам: «Знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего» (Откр.3:8). Метафорическим изображением Бога, открывающего «дверь веры» (Деян.14:27), Павел показывает, что вера есть единственный путь вхождения в Царство Божье.

Дверь как образ возможности для благовествования. Павел трижды использует образ двери при описании возможностей для распространения Евангелия. Эта символика основывается на мысли, что открытые двери предоставляют возможности, которых закрытые двери не дают. В данном случае метафора перекликается с Ос.2:15, где спасение связывается с «преддверием надежды», которую предоставляет Бог. Павел пишет, что для его работы «отверста великая и широкая дверь» (1Кор.16:9). При посещении Троады Павел убедился, что ему «отверста была дверь Господом» (2Кор.2:12), а позднее он молился, «чтобы Бог отверз нам дверь для слова» (Кол.4:3). Во всех этих случаях дверь служит образом возможности для распространения Евангелия.

События у дверей. Отметим, наконец, известные библейские эпизоды, в которых основные события связаны с дверьми или происходят у них. В список можно включить грех, лежащий у дверей сердца Каина (Быт.4:7), затворенные двери Ковчега, обеспечившие безопасность Ноя и его семьи (Быт.6:16; 7:16), дверь в доме Лота, расстроившая планы потенциальных насильников (Быт.19:10), помазанные кровью косяки дверей израильтян в пасхальный вечер (Исх.12:22–23), запертые двери горницы Еглона, позволившие Аоду скрыться после убийства (Суд.3:23–25), «двери вечные», которые надо поднять, чтобы мог войти Царь славы (Пс.23:7, 9), дверь каждой человеческой души, у которой Иисус стоит и стучит, чтобы войти и вечерять (Откр.3:20).

См. также: ВОРОТА, ВРАТА, ДВЕРЬ; ЗАКРЫВАНИЕ, ЗАТВОРЕНИЕ; ОТКРЫТОСТЬ, ОТКРЫТИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle