Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Ворота, врата, дверь

(Gate)

В большинстве из примерно 350 упоминаний о воротах в Библии речь идет о городских воротах. В описаниях планировки скинии и храма (в том числе при описании восстановленного храма в видении Иезекииля) тоже содержится множество ссылок на различные ворота, причем некоторые из этих ворот носят конкретные названия. Во всех случаях ворота служат входом во что-то. А поскольку вход представляет собой оживленное место, внимание уделяется также общественным делам у ворот.

Ворота как средство защиты. Для древних израильтян самым важным элементом защиты от внешних сил служили укрепленные стены вокруг города. Городские же ворота были, по сути, отверстием в стене и, следовательно, наиболее уязвимым местом обороны. Найденные при раскопках ворота представляют собой массивные и искусно выполненные сооружения. Городские ворота закрывались каждую ночь (Нав.2:5) для защиты жителей. Если наличие ворот символизировало надежность и безопасность, то самым страшным было жить в городе, в котором нет «ни дверей, ни запоров» (Иер.49:31), или в городе «без стен», где нет «ни запоров, ни дверей» (Иез.38:11).

Площадь большинства ветхозаветных городов не превышала двадцати акров (0,1 км2), поэтому было достаточно одного или двух входов. Ворота располагались таким образом, чтобы обеспечить удобный доступ к дорогам, источникам воды и так далее, но в то же время строители заботились об их обороноспособности. Подход к воротам обычно делали с уклоном в правую сторону, чтобы нападающие, большинство из которых носили щит в левой руке, становились уязвимыми для стрельбы со стен. Ворота были не только хорошо укрепленными и внушительными на вид, но и украшались медным защитным покрытием на дверях. Читаем, в частности, о сокрушении медных «дверей» (Ис.45:2) и «врат» (Пс.106:16). Медь использовалась для того, чтобы в какой-то мере обезопасить ворота от огня, так как он был распространенным оружием осаждающих: «Когда же толпа хотела овладеть башнею и врывалась в ворота двора, и уже приказано было принести огня, чтобы зажечь ворота...» (2Мак.14:41).

Ворота защищали города не только от военных нападений, но и от вторжений непрошеных чужаков, поэтому вход через них строго регулировался. В Ветхом Завете множество раз упоминается о должности привратников или стражников, причем в большинстве случаев она связывается с храмом. В обязанности привратника входило не допускать незаконного проникновения в город (4Цар.10), царский двор (4Цар.11:4–9) или храм (4Цар.12:9; 2Пар.23:19).

В образе ворот как средства защиты выражается определенная двойственность. С одной стороны, закрытые ворота служат символом безопасности жителей по ночам или в случае нападения на город. В частности, мы видим образы мужества «отражающих неприятеля до ворот» (Ис.28:6), прославления победы у ворот (Суд.5:11), Бога, укрепляющего «вереи ворот твоих» (Пс.147:2). Но ворота были уязвимой частью городской стены, поэтому они служили также образом ненадежной защиты. Именно по воротам наносился основной удар (Иез.21:15, 22). Если ворота падали (или ими «овладевали»), захваченным считался сам город (Быт.22:17; 24:60). Человека могли даже затоптать в воротах (4Цар.7:20; Иов.5:4 {«Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника»}).

Общественный и правовой аспекты. Будучи предназначенными для общего пользования, городские ворота выполняли функцию площади народных собраний, где решались правовые и гражданские вопросы. В городах проводили ночь даже земледельцы, поэтому ворота были самым посещаемым местом в городе. Там люди встречались друг с другом (2Цар.15:2) и сплетничали (Пс.68:13; ср. с молитвой о добродетельной жене, чтобы дела ее «прославляли ее у ворот» [Притч.31:31]). Городские ворота были удобным местом для разного рода объявлений и публичных демонстраций. В Притчах персонифицированная премудрость взывает «при входах в городские ворота» (Притч.1:21; см. также Притч.8:3). Рынки тоже располагались поблизости от ворот (4Цар.7:1), и ворота получали иногда название по предлагавшимся возле них товарам – Овечьи ворота (Неем.3:1), Рыбные ворота (Неем.3:3), Конские ворота (Неем.3:28).

Особого внимания заслуживает ветхозаветное выражение «сидеть у ворот». Во многих городах непосредственно у ворот находилось место, где собирались городские начальники для обсуждения разного рода вопросов. Право «сидеть у ворот» (или, как вариант, «сидеть в собрании») означало, что человек занимает видное положение в общине. Таким образом, тот факт, что ангельские посетители застали Лота сидящим у ворот, свидетельствовал о степени его ассимиляции в нечестивом городе Содоме (Быт.19:1). Даже цари занимали иногда место «у ворот» (2Цар.18:24; 19:8). Для добродетельной жены в Притч.31 было честью, что ее муж «известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли» (Притч.31:23). Сидеть у ворот значило иметь право голоса в определении общей линии, и в Пс.1:1 последовательный ряд из трех действий, символизирующих зло, завершается выражением «сидеть в собрании развратителей».

У ворот решались и правовые вопросы. Городские ворота получили предназначение места совершения правовых действий уже в Моисеевом законе (напр., Втор.21:19; 22:15; 25:7). В противоборстве с врагами у ворот подразумевались переговоры на правовой основе (Пс.126:5). Приняв решение жениться на Руфи в полном соответствии с установленными правилами, Вооз встретился со своим соперником у ворот города (Руф.4:1). Общий принцип был установлен еще до того, как израильтяне поселились в городах, – во время их странствия по пустыне Моисей судил людей «в воротах стана» (Исх.32:26). Наказание или воздаяние иногда назначалось за пределами городских ворот (Втор.17:5; 21:21). По приказу Иисуса Навина царя Гайского повесили, а затем тело его бросили «у ворот городских» (Нав.8:29; см. также 4Цар.10:8–9).

У ворот города заключалось множество торговых и гражданских сделок, поэтому они стали одним из основных объектов пророческих обличений растленного общества. В частности, мы находим места, где говорится о «притеснении несчастного у ворот» (Притч.22:22), о сетях, расставляемых у ворот (Ис.29:21), и о тех людях, которые «ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду» (Ам.5:10). Оскверняющими субботу Иеремия показывает людей, приносящих свои ноши «воротами Иерусалимскими» (Иер.17:21, 24, 27). В качестве противоядия Амос призывает «возненавидеть зло и возлюбить добро и восстановить у ворот правосудие» (Ам.5:15).

Переносный смысл. В большинстве случаев образ ворот используется в Библии в прямом смысле, но встречаются и метафорические значения. Иногда ворота служат синекдохой для изображения города в целом: «И будут воздыхать и плакать ворота столицы, и будет она сидеть на земле опустошенная» (Ис.3:25); «Рыдайте, ворота! вой голосом, город!» (Ис.14:31); «Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова» (Пс.86:2). Псалмопевец риторически обращается к воротам храма, повелевая им впустить Бога: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Пс.23:7).

Поскольку основное предназначение ворот – обеспечивать вход, они могут также символизировать доступ в любую сферу. Читаем, например, о вратах небесных (Быт.28:17), вратах смерти (Иов.38:17; Пс.9:14; 106:18), вратах правды (Пс.117:19), вратах преисподней (Ис.38:10), вратах утра и вечера (Пс.64:9 {«пределах»}). Врата ада, символизирующие силы зла, будут нападать на церковь, но не одолеют ее (Мф.16:18). Образ ворот Иисус использовал как символ вхождения в жизнь или погибель (Мф.7:13–14). В этой картине «тесные врата» и узкий путь сокращают число входящих в жизнь до небольшого меньшинства. С другой стороны, в широкие врата, ведущие в погибель, войти очень легко.

Образ ворот – (в некоторых более ранних переводах двери) Иисус развил в проповеди Доброго Пастыря (Ин.10:1–17). Добрый Пастырь «входит дверью» и выводит овец через ворота овчарни. Он являет нам образ безопасности. В дополнение к этой метафоре Иисус назвал Себя вратами: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин.10:9).

Наконец, есть особенно яркий апокалиптический образ. Ворота в падшем мире закрываются для защиты по ночам и в случае нападения. Но в грядущий день славы Израиля ворота станут ненужными, ибо угроза со стороны зла будет отведена: «И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью» (Ис.60:11). А ворота нового Иерусалима «не будут запираться днем, а ночи там не будет» (Откр.21:25).

См. также: ГОРОД; ДВЕРЬ; СТЕНА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle