Закрывание, затворение
(Shut, close)
В Библии «закрыть» или «затворить» значит, в первую очередь, проявить власть. Высшей властью закрывать или затворять обладает Бог, но о человеческих существах, наделенных свободной волей, тоже говорится, что они затворяют свой ум для разумения Слова Божьего. Тем самым в образах закрытия или заграждения подразумевается прежде всего поле битвы между Божьей волей и человеческой.
На буквальном уровне в образе заграждения выражается мысль о сохранении чего-то или кого-то в месте, недоступном для внешней угрозы. Так, Бог затворил дверь ковчега (Быт.7:16). Лот запер дверь дома, когда жители Содома пытались схватить его посетителей, двух ангелов (Быт.19:10), а люди, которым угрожало вторжение, заперлись в своих домах для защиты (Ис.24:10; 26:20). Помимо сцен запирания домов, этот образ присутствует и в рассказах о военных действиях, когда люди в осажденных городах запирают двери или ворота городов (Нав.5:16; Суд.9:51). Даже если нет материальных дверей или ворот, которые можно закрыть, исключение из общины изображается в образе затворничества, как в случае с Мариамь, бывшей в заключении вне стана все время, пока она была поражена проказой (Чис.12:14–15).
В этих образах проявляется двойственность. Хотя закрытие дверей или ворот обеспечивает безопасность находящимся за ними, внешняя угроза в то же время делает людей узниками в собственном доме или месте укрытия. Соответственно открытие ворот принимает характер славного освобождения. Исаия пророчествует, что в тысячелетнем царстве «будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов» (Ис.60:11). Аналогичное предсказание содержится в Откровении, где о новом Иерусалиме сказано: «Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет» (Откр.21:25).
Образы заграждения проявляются прежде всего в верховной и неограниченной власти Бога закрывать или затворять что-либо по Своему желанию. Обращаясь к церкви в Филадельфии, Бог называет Себя «Святым, Истинным, имеющим ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит» (Откр.3:7). Такое всевластие показано в нескольких местах Библии. Пользуясь Своим всемогуществом, Бог наделяет властью земных правителей. Например, Он говорит, что откроет перед Киром двери для покорения известного тогда мира, чтобы «ворота не затворялись» (Ис.45:1).
Всемогущество Бога закрывать и затворять проявляется также в защите Его народа. При сотворении мира Бог «затворил море воротами», чтобы оно не затопляло землю (Иов.38:8). Он спас Даниила от гибели в львином рве, послав ангела, который «заградил пасть львам» (Дан.6:22). В Ветхом Завете показано также, что Бог защищает Своих людей, не допуская, чтобы опасность окружила их. Псалмопевец просит Бога, чтобы пучина «не затворила надо мною пропасть зева своего» и чтобы его не окружили враги (Пс.68:16; 87:18). Здесь заграждение служит образом защиты или избавления.
Но в том же образе может выражаться суд, когда закрытием чего-то создается препятствие. Бог может воспрепятствовать рождению детей, как в случае, когда «заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха», поскольку замужняя Сарра жила в доме Авимелеха как его жена (Быт.20:18). Бог также затворил чрево Анны до рождения Самуила (1Цар.1:5). Кроме того, Он может «заключать небо», чтобы не шел дождь, когда Его народ проявляет неповиновение. Он обещал сделать это во Втор.11:17, и действительно неоднократно поступал так в Ветхом Завете в ответ на неверность Израиля.
Наконец, Бог способен затворять людей в наказание за их дела. Когда Корей, Дафан и Авирон взбунтовались против Моисея и Аарона, Бог сделал так, что земля поглотила их семьи и отправила их прямо в преисподнюю (Чис.16:33). Страдающий и охваченный чувством, что Бог против него, Иов стенал: «Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью» (Иов.19:6). Исаия пророчествовал, что в конце времен Бог заключит всех царей земных в темницу для наказания (Ис.24:22). Наконец, Иисус предупреждал людей в необходимости покаяться, пока не поздно, потому что когда Бог затворит небо, получить спасение будет невозможно (Мф.25:10; Лк.13:25).
Образу закрытия придается также человеческое измерение, когда люди изображаются отгораживающимися от Бога. Ахаз в буквальном смысле запер двери храма и занялся идолопоклонством (2Пар.28:24). В Пс.16:10 говорится о нечестивых, которые «закрыли сердца свои для сострадания» (NRSV), а в Притчах дается предупреждение, что тот, «кто затыкает ухо свое от вопля бедного», сам не получит милости (Притч.21:13). Что еще более важно, Бог осуждает Свой народ, говоря: «Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули», отказываясь услышать, увидеть и «уразуметь сердцем», что Бог может исцелить их от грехов их (Мф.13:15, цитата из Ис.6:10).
Но Бог всевластен даже над человеческим упрямством. Он не только знает, что эти люди делают тайно – о чем они шепчутся за закрытыми дверьми, – но и Сам закрывает их сердца от разумения (Иов.17:4; Мф.6:6; Лк.13:25). В Исаии говорится, что, поскольку люди не прислушиваются к Нему, Он закроет их глаза, чтобы они не разумели (Ис.29:10; 44:18). Его всемогущество проявляется и в противоположном воздействии. В Откровении Бог заявляет филадельфийской церкви, что благодаря ее верности Он «отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее» (Откр.3:8). Эта открытая дверь служит приглашением на небо. Таким образом, при том, что люди обладают свободной волей игнорировать Бога, в конечном счете Бог всевластен даже над их отвержением Его.
См. также: ВНЕШНЕЕ, НАХОДЯЩЕЕСЯ СНАРУЖИ; ВОРОТА, ВРАТА, ДВЕРЬ; ДВЕРЬ; ДОМ; ЗАЩИТА; СТЕНА.