Замена, замещение
(Substitute, substitution)
Замена происходит, когда кто-то или что-то занимает место кого-то или чего-то другого. Основной мотив здесь – обмен. Христос как заместительная Жертва – центральное богословское учение христианства, но образ замены в Библии встречается удивительно редко. Так как Христос стал исполнением системы жертвоприношений Ветхого Завета, читателю Нового Завета легко усмотреть заместительный аспект в ветхозаветных жертвоприношениях животных (принимавших на себя вину грешного человечества, которое в противном случае должно было бы заплатить справедливому Богу), но при описании жертвоприношений в Ветхом Завете этот аспект не подчеркивается.
Мы находим в Ветхом Завете развернутый образ замены в песни о Страдающем Рабе в Ис.53, с акцентом на факте, что Раб этот был ранен за грешников (Ис.53:4–6, 11–12) и что Его праведность «оправдает многих» (Ис.53:11). Возможно, предсказание о Христе как заместительной Жертве можно усмотреть в образе барана, запутавшегося в кустах, который был заклан вместо Исаака (Быт.22).
Левиты – еще один важный пример замещения в Ветхом Завете. В основе выбора колена священников лежит утверждение Бога о том, что «в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых» (Чис.3:13). Левиты представляют первенцев всего народа: «И сказал Господь Моисею, говоря: вот, Я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев» (Чис.3:11–12; см. также Чис.3:40–51).
В Новом Завете замена предполагается только в выражениях, относящихся к тому, что Христос совершил за верующих в Него. Говоря о добром пастыре, Иисус описывает, как Он полагает жизнь за «овец» (Ин.10:15). В посланиях мы также читаем, что Христос «умер за нечестивых» (Рим.5:6), «умер за грехи наши» (1Кор.15:3; см. также 1Пет.3:18), «если один умер за всех, то все умерли» (2Кор.5:14; см. также 2Кор.5:15).
Есть и другие различные упоминания о замещении. В Ветхом Завете при жертвоприношениях запрещалось заменять хороших животных животными больными или имеющими недостатки (Лев.27:10, 33). Иисус осуждал фарисеев за то, что они заменяют Божьи заповеди человеческим преданием (Мк.7:8). Еще более отвратительно падение человечества, которое заменило {«изменило»} славу Божью на образы животных и людей (Рим.1:23; см. также Пс.105:20). Иногда замена неправомерна, как в случае с неточными весами или гирями (Притч.11:1; 20:23); в результате еще более почетна заместительная жертва, которую Бог считает подходящей, – Его собственный Сын.
Замена может также иметь место в том случае, когда кто-либо совершает благородный поступок и занимает место другого человека, которому что-либо угрожает. Так, Иуда предлагает себя вместо младшего брата, Вениамина (Быт.44:33). Моисей, ходатай за грешный народ, желает, чтобы его имя стерли из Божьей книги в обмен на жизнь народа (Исх.32:30–32). Павел выражает подобное желание (Рим.9:3).
См. также: ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ; ИСКУПЛЕНИЕ КАК ВОССОЕДИНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ.