Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Невеста, жених

(Bride, bridegroom)

В идеале образы жениха и невесты олицетворяют радостное предвкушение соединения в одно целое, физического акта, символизирующего их союз. Это определенное от Бога наслаждение при воспроизводстве творения находит выражение в его участниках, благословенных такой возможностью, которая приносит радость в настоящем и счастье в будущем. Это молодые люди, мужчина и женщина, готовящиеся к совместному путешествию по жизни, основывающие свой дом и образующие свою семью – основную ячейку в еврейской культуре. Для молодого человека выбор невесты имел решающее значение для продолжения его родословной линии. Для невесты обручение предопределяло всю ее последующую жизнь.

В большинстве культур положение невесты – важнейший переходный этап в жизни молодой женщины. Брак означает лишение девственности, окончание молодости и зависимости от родителей. В ранних культурах этот этап связывался с физическим созреванием. Наступало время, когда девушка становилась желанной в физическом плане. Хотя браки обычно заключались в результате переговоров между семьями и основывались, как правило, на культурных предпосылках, а не на личных предпочтениях молодых людей, именно замужество предопределяло почти каждую сторону дальнейшей жизни женщины. Она не только оставляла свой дом и должна была быть верной мужу, но и становилась функциональной частью новой семьи. Теперь она выполняла роль жены и потенциальной матери, к которой она и предназначалась. В значительной степени именно положение жены предопределяло значение женщины в общественной жизни и ее самореализацию. В соответствии с законом о замужней женщине, она находилась под «прикрытием» положения и дел ее мужа. В древности оставаться незамужней для женщины было практически немыслимым. Хотя брак крайне редко был сознательным выбором женщины, в Писании невеста изображается обычно счастливой молодой девушкой, исполненной предвкушения радости.

Для жениха брак означал окончание беззаботной юношеской независимости и возложение на себя ответственности за семью. В иудейском законе подразумевалось, что его девственность не имеет особого значения, хотя и поощрялась чистота. Кроме того, мужчина мог брать несколько жен или наложниц, как это делали некоторые патриархи и многие цари. (Наиболее яркое выражение этот принцип нашел с случае с Соломоном, имевшим множество жен и наложниц, многие из которых были, по-видимому, политическими приобретениями.) Когда человек умирал, не успев произвести на свет наследников мужского пола, на вдове должен был жениться его брат. По всей видимости, этот обычай сохранялся во времена Иисуса (Мк.12:19 и далее). Есть также примеры, когда молодым людям предлагались в жены сестры, – Лаван отдал Иакову Лию и Рахиль, а филистимлянин, тесть Самсона, предложил ему сестру его бывшей жены.

Жених изображается обычно победителем: он ухаживал и завоевал благосклонность красивой и целомудренной девушки, добившись тем самым еще большего уважения в общине, приобретя дополнительные финансовые возможности и получив надежду на потенциальных наследников. Сыновья человека считались частью его достояния, как это видно из Книги Иова. А далее в Библии упоминается, что конец человеческой цивилизации будет отмечен тем, что «голоса жениха и невесты не будет уже слышно» (Откр.18:23). Этими словами Иоанн выразил серьезное предупреждение обреченному Вавилону.

Еврейские свадебные обычаи. Соединение мужчины и женщины в брачном союзе знаменует основание новой семьи. В глазах людей, сохранявших верность Авраамову завету, семейная ячейка играла особо важную роль. Выбор невесты и создание новой семьи обеспечивали преемственность традиции. От жены ожидалось, что она будет передавать детям семейные принципы. Во времена патриархов это придавало огромную важность выбору: необходимо было найти такую женщину, которая стала бы настоящей женой и матерью. Выбор Рахили и Ревекки служит важным показателем, что род Авраама первостепенное значение уделял заключению союзов в рамках племенной принадлежности и веры. По этой же причине родители Самсона были недовольны его решением жениться на женщине не из их народа под влиянием физического влечения и без учета семейных обязательств (Суд.14:2–3). Впоследствии, когда Бог избрал Марию Матерью Иисуса, мы опять же видим значение выбора надлежащей матери как образца послушания и веры.

Выбор невесты, определение ее цены и период помолвки завершались главным событием. Свадебные обряды, безусловно, мало походили на царские церемонии, которые мы наблюдаем в течение последних двух веков. В них выражалась мысль о введении невесты в дом жениха – богато одетая и украшенная невеста (Ис.61:10) выводилась навстречу жениху. Именно в этой процессии под звуки музыки и смеха мы видим библейскую символику, связанную с бракосочетанием.

Поскольку в свадебном обряде прославлялась также половая жизнь мужчины и женщины, праздник бывал обычно наполнен эротической символикой. Жених со своими друзьями выходил из дома и ожидал невесту с ее свитой, состоявшей из родственников и подруг и приближавшейся в сопровождении музыкантов под звуки гуслей. Голову жениха, наряженного в лучшие одежды, украшали диадема или особый венец, символизирующие его власть. Нам известно, что невеста носила фату, символизировавшую, вероятно, невинность и скрывавшую ее лицо до конца церемонии (Быт.29:23–25). В Мф.25:1–13 мы видим обычай, когда девы ожидали жениха, зажигали светильники и присоединялись к ночной процессии. Иисус призывал их бодрствовать, иначе они пропустят праздник.

Сама по себе церемония была, вероятно, не более тщательно разработанной, чем современные еврейские клятвы верности. Главным событием был вход в спальню, где новобрачные скрепляли свой союз. Праздник мог продолжаться неделю или две, в течение которых гости веселились и пели. Свадьба Самсона вылилась, по всей видимости, в пьяную склоку и стала источником дальнейших проблем. Его продолжительные увеселения с новыми родственниками-филистимлянами и насмешки над ними привели к проявлению насилия и расставанию с невестой. На примере свадьбы в Кане (Ин.2:9) мы видим, что даже в самых благоприятных и спокойных условиях подразумевалось обилие вина и снисходительное к нему отношение. Обеспечение напитками входило, по-видимому, в обязанности жениха.

Если Песнь песней может служить достаточным основанием в этом вопросе, израильтяне находили истинное удовольствие как в женской, так и в мужской красоте и сексуальности. Западного человека порой поражает восхищение мужской красотой, которое мы видим в этой книге и в Пс.44, где описывается великолепие Давида. Песнь песней выглядит эпиталамой, свадебной песней, в которой прославляются внешние атрибуты жениха и невесты. Их физическая красота и взаимное влечение находят яркое выражение в ближневосточной символике, в которой важную роль играют чувства, особенно зрение и обоняние. Невеста изображается чистой, естественной и желанной, а жених – красивым, сильным и готовым скрепить брачный союз.

Свадебная церемония как таковая нигде не описывается, вероятно потому, что хорошее представление о ней читателей считалось само собой разумеющимся. Однако от антропологов нам известно, что ближневосточные церемонии носили больше общественный, нежели религиозный характер. Церемония была преддверием к вступлению в брачный союз, выражением надежды на появление новой жизни, которую дадут двое влюбленных. Таинство соединения мужчины и женщины занимает центральное место в истории еврейского народа. Выбор супруги показывается важнейшим решением в жизни мужчины. Чтобы получить подходящую женщину, стоит проделать большой путь или ждать семь (или даже четырнадцать) лет (см. ИАКОВ). Она становится хранительницей его семени, залогом его будущего. Крайне важно, чтобы она была чистым и достойным сосудом.

В Писании упоминается о множестве свадеб. Несколько кратких рассказов о соединении двух человек в браке содержатся в Книге Бытие: Адама и Евы (Быт.2:22–24), Исаака и Ревекки (Быт.24:61–67), Иакова и Лии/Рахили (Быт.29:21–30). Пс.44 считается песней о царской свадебной процессии. Давид изображается победителем, олицетворением мужской красоты, и процессия во главе с женихом и невестой в сопровождении множества красочно одетых людей направляется ко входу во дворец. В Песни песней свадьба справляется в лирической обстановке ухаживания. В Книге Откровение показана духовная свадьба Агнца и верящих в Него. Все эти события сопровождаются выражением великой радости и надежды – для жениха и невесты это начало новой жизни, а для семьи и общины возможность отпраздновать создание нового союза.

Символические невесты и женихи. Образы жениха, невесты и свадьбы служат в Библии богатым источником для создания метафорических картин. Богатый по содержанию язык Песни песней многие исследователи истолковывают в символическом смысле, полагая, что, используя изображение интимных человеческих отношений, автор в конечном счете описывает взаимоотношения между Богом и Его народом, между Христом и Церковью.

Наиболее ясное и развернутое выражение метафорический образ брака находит в Книге Осии, который в таком соединении видит аналогию со взаимоотношениями между Богом и Израилем. Бог наставляет пророка взять «жену блудницу... ибо сильно блудодействует земля сия, отступивши от Господа» (Ос.1:2). Подобно Яхве и Его избранному народу, супруги должны быть связаны узами взаимной любви и уважения. Когда невеста оказывается нечистой и неверной, она предает тем самым жениха и становится символом вероломных заигрываний Израиля с другими религиями. Неверность жены символизирует неверность народа; в страданиях мужа из-за предательства отражается боль, которую причиняют Богу Его непостоянные создания. Развернутая символика Осии, включавшая многие библейские образы жениха и невесты, основывалась на его собственном печальном опыте. Современные ученые предполагают, что его неверная жена Гомерь на самом деле была жрицей культа плодородия, поклонялась своему языческому богу и занималась сакральной проституцией.

Символику, связанную с образом свадьбы, мы видим и в евангелиях. Первым чудом Иисуса было превращение воды в вино на свадьбе в Кане – здесь предвосхищаются образы безграничной любви и преобразования сущности хлеба и вина на вечере Господней. Образом жениха и свадебной церемонии Иисус воспользовался в притче о безрассудных девах. Подготовка к свадьбе и трепетное ожидание появления невесты легли в основу притчи о наступлении Божьего Царства на земле. Словами «Я иду приготовить место вам» Иисус выразил образ заботливого и любящего жениха, готовящего общий дом, когда предстоящее супружеское блаженство еще только предвкушается.

Ясное выражение образа церкви как невесты мы впервые видим у Павла. Христос – «глава», и церковь с радостью принимает Его главенство, точно так же как невеста подчиняет себя водительству мужа и полагается на его защиту (2Кор.11:2). Символика пророка Осии здесь видоизменяется и расширяется; его распутная жена очищается и становится великим символом Церкви, предстающей пред Богом в качестве безупречной невесты.

В Книге Откровение, где это символическое развитие находит наивысшее выражение, в образном видении показывается картина эсхатологического сообщества в новом Иерусалиме, соединенного со Христом, – эсхатологическим Женихом. Суть последнего раздела Книги Откровение раскрывается в рассказе о браке Агнца (Откр.19:7–9):

Невеста готовит себя, одевается в виссон чистый и светлый.

На брачную вечерю приглашаются гости.

Величественная процессия победоносного воинства сминает все на всем пути.

Встреча на брачной вечере требует тщательной подготовки.

Новым домом будет новый Иерусалим,

в котором свет Божий сделает светильники ненужными.

Приходят гости, но допускаются только те, чьи имена записаны в книге жизни Агнца.

Из напитков подается только бесценная вода жизни, а также двенадцать разных плодов.

Таким образом, свадебная церемония в конечном счете заключается в том, что Церковь Христова соединяется с Ним в священном таинстве. Новый Завет заканчивается приглашением к участию в этом таинстве – Дух и невеста говорят: «Прииди!»

См. также: БРАК; ЖЕНА; ЖЕНЩИНА; МУЖ; МУЖЧИНА; ПРАЗДНИКИ, ПРАЗДНЕСТВА; СВАДЬБА.

Библиография:

R.Batey, New Testament Nuptial Imagery (Leiden: E.J. Brill, 1971).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle