Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Жена

(Wife)

В библейском мире основная роль жены заключалась в поддержке и помощи мужу, как и основная роль мужа определялась его отношениями с женой. В рассказе о сотворении в Быт.2 представлены взаимоотношения мужчины и женщины как мужа и жены, и понятно, что в дальнейшем тексте Библии этот рассказ фигурирует как история происхождения брака, а Адам и Ева – это прототипы мужа и жены.

Жены в Библии. Первая жена, Ева, была образована из тела своего мужа. Она была создана из его бока, или ребра. Само слово женщина – игра с двойным значением слова ребро, которое может означать «сторону» и даже «второе я» (Быт.2:21–25). Основная роль жены в Библии определена с самого начала. Ева была сотворена как «помощник, подобный» Адаму (Быт.2:20). Адам не полон, пока не появляется его жена. Поэтому он выражает свои чувства лирическим заявлением о том, что она – «кость от костей его и плоть от плоти его» (Быт.2:23), указывая на основополагающее единство и тождество мужа и жены. По причине этого единства «оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей» (Быт.2:24). Образ сексуальной связи дополняет картину: муж и жена становятся «одной плотью» (Быт.2:24; см. также 1Кор.6:16, где подтверждается, что эта фраза указывает на сексуальный союз).

В то время как жена и муж по сути идентичны и обладают одинаковым потенциалом духовного добра или зла, в истории Сотворения и грехопадения в начале Книги Бытие возникает дифференциация ролей. И мужчина, и женщина, сотворенные по образу Бога, должны «владычествовать» над творением (Быт.1:26, 28), но в последующей картине совместной жизни Адама и Евы жена предстает как вынашивающая детей (Быт.3:16), а Адам – как трудящийся для содержания семьи (Быт.3:17–19; см. также Быт.18:6–7, где описано примерно такое же распределение обязанностей, когда Авраам и Сарра принимают трех небесных гостей). Соответственно, одна из основных ролей жены в Библии – это рождение детей, и большинство библейских жен – это в то же время матери.

Предполагается также, что жена – сексуальный партнер мужа, о чем говорит Павел в знаменитом отрывке: муж и жена должны удовлетворять сексуальные потребности друг друга (1Кор.7:1–7). Следует вскользь заметить, что в данном месте ни жена, ни муж не представлены чем-то иным, кроме источника сексуального удовольствия. В Ветхом Завете этому отрывку соответствует Притч.5:15–19, где говорится, что муж находит сексуальное удовлетворение в «жене юности своей, любезной лани и прекрасной серне». Однако в Библии сексуальная привлекательность – это не признак хорошей жены (хотя Песнь песней показывает нам, что не стоит пренебрегать естественным влечением мужчины и женщины друг к другу). В описании идеальной жены в Притчах говорится, что не стоит слишком много внимания уделять женской привлекательности (Притч.31:30). А жены, которые описаны в Библии как идеальные супруги – Сарра, Ревекка, Руфь, Мария, – известны своим благословенным и добродетельным характером, а не физической красотой.

Что же на самом деле обозначает образ «помощника»? Сострадательная жена – это в буквальном (когда возникает такая ситуация) и метафорическом плане попутчик, сопровождающий своего мужа на жизненном пути. Она занимается моральным и религиозным воспитанием детей (Притч.1:8; 6:20). Хорошая жена поддерживает мужа, «воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей» (Притч.31:12). Среди добродетелей жены также присутствует покорность мужу (Еф.5:22; Кол.3:18; 1Пет.3:1, 5–6). То, что жена «немощнее» мужа (1Пет.3:7), без сомнения, относится к физической силе и конституции, хотя по физической силе такие жены, как Ревекка (которая доставала из колодца воду для верблюдов слуги Авраама, Быт.24:17–20), Руфь (которая собирала остатки урожая с раннего утра до полудня, Руфь 2:7) и жена из Притч.31, вряд ли уступят своим мужьям.

Образ идеальной жены становится яснее при сравнении с ее противоположностью. Вместо того чтобы «воздавать... добром, а не злом», Ревекка вступает в длительное соревнование со своим мужем (а он, без сомнения, с нею), чтобы перехитрить его и устроить судьбу своего любимого сына. Жена прелюбодейка из Притч.7:10–27 вступает в связь с другими мужчинами, когда ее муж уезжает по делам. Среди пороков жен можно перечислить брюзжание (Притч.19:13; 27:15) и насмешки над мужем (Мелхола насмехалась над религиозным рвением Давида во 2Цар.6:20–23). Худшая жена из всех – Иезавель, которая управляет своим мужем и приводит его к физическому и духовному падению, сопротивляясь Божьему замыслу.

Сложная и преувеличенная картина идеальной жены содержится в восхвалении добродетельной жены в Притчах (Притч.31:10–31). Прежде всего следует отметить, что портрет начинается и заканчивается обозначением роли жены как спутника своего мужа (Притч.31:11–12, 28), с упоминанием также о роли матери (Притч.31:28). Она не только поддерживает мужа в его успехах (Притч.31:23), но также прядет (Притч.31:13, 19), покупает продукты и готовит для семьи (Притч.31:14–15), покупает и насаждает виноградник (Притч.31:16), продает товары (Притч.31:18), она сильна и энергична (Притч.31:15, 17–18), участвует в благотворительной помощи слабым (Притч.31:20), одевает семью (Притч.31:21), сама хорошо одевается (Притч.31:22), шьет и продает одежду (Притч.31:24), обучает (Притч.31:26), управляет домашним хозяйством (Притч.31:27) и усердно трудится (Притч.31:27, кульминация перечня положительных качеств жены – лаконичное замечание, что она «не ест хлеба праздности»). Такую жену восхваляет вся семья (Притч.31:28), которая славит не только ее превосходный характер (Притч.31:29), но и ее благочестие (Притч.31:30).

В итоге, жены (как и мужья) могут быть либо хорошими, либо плохими. Прискилла вместе со своим мужем несет служение в церкви (Деян.18:26; Рим.16:3; 1Кор.16:19). Руфь и Мария верны своим мужьям на жизненном пути. Авигея берет на себя инициативу и устраняет последствия неразумного поведения своего мужа (1Цар.25). Жены некоторых грешников пытаются давать им мудрые советы в переломные моменты жизни, как поступили жены Валтасара (Дан.5:10–12) и Пилата (Мф.27:19), или стараются убедить их не поступать неразумно, как делает Астинь (Есф.1:12). Но жены могут и обманывать своих мужей, как Ревекка, жена Потифара и Далида, или быть неверными им, как жена Осии, или давать дурные советы, как жена Иова (Иов.2:9), или оказывать греховное влияние, как жены Соломона (3Цар.11:4), или поддерживать мужей в греховных действиях, как Сапфира (Деян.5:1–11).

Метафорическое значение. В Библии образ жены может иметь и метафорическое значение. Принимая во внимание тесную связь между мужем и женой, библейские авторы неизбежно вспоминают об интимности отношений в браке, говоря об отношениях между Богом и Его народом. Сам Бог тоже говорит обо всех верующих как о Своей жене. Осия описывает близость отношений между Яхве и Его женой-прелюбодейкой, Израилем. Собственная жена Осии, Гомерь, бросила его так же, как Израиль бросил Господа, Своего мужа, ради духовного прелюбодеяния и поклонения идолу Ваалу. Осия ярко описывает последствия неверности Израиля: «Нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания» (Ос.4:1). Очень эмоционально Осия описывает безграничную любовь Яхве к Своему народу. Израильтяне решили отвернуться от Бога, но Он тоскует по ним: «Как поступлю с тобою, Ефрем?» (Ос.11:8). Завершающая часть пророчества напоминает любовную песнь из Песни песней. Яхве, как муж, обещает Своей супруге «уврачевать отпадение их» и «возлюбить их по благоволению» (Ос.14:5).

Иеремия тоже использует метафору Израиля как жены, когда призывает народ помнить о верности своей юности и возобновить завет со своим мужем, Яхве (Иер.2:2; 3:14; 31:32). Исаия также говорит о страстной, непрекращающейся любви Бога, о Его привязанности к Своему народу с помощью свадебных образов. Он провозглашает о намерениях Бога в торжественных выражениях: «Твой Творец есть супруг твой... Как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена» (Ис.54:5–6). Опять же, в искупленном будущем, Сион «не будут уже называть... “оставленным”», но «будут называть тебя: “Мое благоволение к нему”, а землю твою – “замужнею”, ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается» (Ис.62:4).

Метафора брака развивается и в Новом Завете, где Церковь изображена как Невеста Христова. Обращаясь к ефесской церкви по вопросу христианского брака, апостол Павел велит мужьям «любить своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее... чтобы представить ее Себе славною Церковью» (Еф.5:25–27). В завершение Павел вторит словам Быт.2:24 (где говорится, что двое станут «одной плотью»), явно имея в виду Христа и церковь: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:32). Кульминация библейского образа Божьего народа как Его жены приходится на Книгу Откровения, где невеста Агнца «украшена для мужа своего» (Откр.21:2,9). Она будет счастливо жить со своим мужем во дворце, сверкающем Драгоценными камнями.

См. также: БРАК; ВДОВА; ВЛАСТОЛЮБИВАЯ МАТЬ, ЖЕНА; ДОМ; ЖЕНЩИНА; МУЖ; ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СЕКС; РЕБЕНОК, ДЕТИ; СЕМЬЯ; ТИРАНИЧЕСКИЙ ОТЕЦ ИЛИ МУЖ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle