Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Праздники, празднества

(Feast, feasting)

Праздники в Библии – это образы радостных возгласов, веселой музыки, танцев и обильного угощения. Это не просто веселье, а прославление Божьей доброты по отношению к Своему народу. Праздники предоставляли возможность для общения людей между собой и с Богом для воспоминания о замечательных делах Бога и их прославления. У евреев было несколько периодов жатвы в году. Они давали повод для многих праздников, на которых возносилась хвала верности Божьего обеспечения, а также плодородию земли (этим объясняется привлекательность бога плодородия Ваала и других хананейских божеств).

Какие отмечались праздники. В Библии праздничным пиром отмечалось установление определенного рода отношений. Например, заключив мирный договор с филистимским царем Авимелехом и обменявшись с ним клятвами верности, Исаак устроил пиршество (Быт.26:26–30). Свадьбы в библейские времена тоже сопровождались праздничными пирами, часто продолжавшимися несколько дней (Быт.29:22; Суд.14:10–17; Ин.2:1–11). Поэтому вполне логично, что, заключив со Своим народом завет, переданный Моисею на горе Синай, Бог установил праздники в ознаменование этих благословенных отношений.

В соответствии с Моисеевым заветом, ежегодно отмечались шесть праздников и один пост (йом киппур), на которых прославлялась Божья непрестанная доброта по отношению к Своему народу (Исх.23:14–17; Лев.23; Чис.9:1–14; Втор.16:1–17). Весной праздновалась пасха, сразу же за которой следовал семидневный праздник опресноков. Эти два праздника отмечались в воспоминание о ночи в Египте, когда ангел смерти прошел мимо домов тех, кто нанес на двери кровь агнца. Праздник опресноков начинался на следующий день после пасхи в память о последовавшем бегстве из Египта, с которого начался исход.

Праздники первых плодов и седмиц отмечались в честь жатвы и служили напоминанием Божьему народу о благости земли, на которую Господь привел его. Осенние праздники начинались с праздника труб, называемого также рош хашана, который считался началом нового года. Праздник кущей (палаток), называемый также суккот, отмечался в память о Божьем обеспечении во время трудного и опасного путешествия из Египта в «землю, где течет молоко и мед».

После плена еврейский календарь пополнился еще одним праздником – праздником пурим, установленным в ознаменование избавления Божьего народа от геноцида в Персии в V веке до Р. Х. и демонстрировавшим, что заветное обетование оберегать народ не ограничивалось пределами обетованной земли. История избавления, после которого начали ежегодно отмечать этот праздник, описана в ветхозаветной Книге Есфирь.

Последний праздник в еврейском календаре появился во втором веке до P. X., когда Иуда Маккавей очистил иерусалимский храм от осквернения, совершенного царем селевкидом Антиохом Епифаном. Ханука, или праздник обновления (Ин.10:22), установлен в честь невероятной победы и повторного освящения храма.

Библейские праздники прославляли верность Бога Своему народу, выражавшуюся в его защите и сохранении, в приведении его в близкое общение с Собой и друг с другом. Но Бог был верен также Своему обетованию суда в случае несоблюдения завета. Когда Божий народ отворачивался от Него и обращался к идолопоклонству, праздники превращались в болезненное напоминание о нарушенном завете. Северное Царство Израиль с самого начала проявляло склонность к идолопоклонству и возводило свои собственные храмы, чтобы удержать людей от богослужений в Иерусалиме в Южном Царстве. Но праздники, отмечавшиеся в этих идолопоклоннических капищах, были неприемлемыми для Бога. Божье осуждение их выразил пророк Амос: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших» (Ам.5:21). После разрушения Иерусалима автор Плача горевал: «Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник» (Плч.1:4). Когда общение народа с Богом нарушалось из-за непослушания Его слову, не могло быть радостных праздников. Единственное лекарство – пост покаяния в грехе.

Как отмечались праздники. Во время каждого из этих праздников люди воздерживались от обычных повседневных работ, собирались вместе и ели праздничную трапезу из мяса, зерна (то есть хлеба) и вина, которые ритуально приносились Богу. Эти особые приношения обновляли общение между святым Богом и Его греховным народом и символизировали заветные отношения между ними. Благость Бога требовала, чтобы все живущие на земле, мужчины и женщины, мальчики и девочки, рабы, вдовы, сироты и даже пришельцы, проводили эти дни в великой радости.

Когда Давид сделал Иерусалим столицей Божьего народа, а его сын Соломон построил в нем храм, Иерусалим стал «городом праздничных собраний» (Ис.33:20), поскольку Бог присутствовал там особым образом (Втор.12). Выбор центрального места для проведения празднеств свидетельствовал о желании Бога пребывать со Своим народом в радостном собрании. Три раза в году, в праздники опресноков, седмиц и кущей, мужчины из Божьего народа должны были приходить в Иерусалим с приношениями для Господа (Втор.16:16).

Соломон освятил иерусалимский храм на праздник кущей, устроив по этому поводу великолепное празднество, продолжавшееся четырнадцать дней, с приношением десятков тысяч животных от огромного собрания людей (3Цар.8:62–66; 2Пар.7:1–10). Праздник кущей служил ежегодным напоминанием народу о том, как Бог пребывал с ним в пустыне в скромных палатках. Теперь Он начал пребывать среди народа в великолепном храме его столичного города. Праздничный апофеоз Соломона обращал внимание на прошлое, когда Бог пребывал со Своим своенравным и непостоянным народом во время исхода, когда Он привел его на землю, сделал его нацией и дал царя, и на настоящее, когда Он начал пребывать среди него в величественном храме. Потомки Авраама стали суверенным народом, как и обещал Господь задолго до этого. Люди покинули праздник с сердцами, переполненными благодарности за все, что сделал Бог.

Новый Завет. Апостол Иоанн рассказал, что Иисус пришел на праздник кущей в иерусалимский храм. В образе Иисуса на праздник со Своим народом явился Бог во плоти. В последний и самый важный день праздника кущей воплощенный Бог обратился в Своем храме к жаждущему народу с призывом прийти к Нему и пить (Ин.7:37). Как ни парадоксально, этот непризнанный голос стал нарушителем спокойствия на празднике, который всегда отмечался, чтобы услышать его.

На вечере Господней дары праздника опресноков находят выражение в лице и делах Иисуса Христа. Хлеб и вино, предложенные Иисусом ученикам на пасху, стали знамением начала нового завета, установленного с Его смертью (Мф.26:17–30; Мк.14:12–26; Лк.22:1–23). Эта торжественная, но в то же время праздничная трапеза, учрежденная Иисусом, должна повторяться собранием христианской церкви в воспоминание о Нем (1Кор.11:23–26). Значение Пасхи, величайшего иудейского праздника, было переосмыслено после смерти Иисуса, Который Сам стал окончательным и высшим пасхальным Агнцем, Чье Тело и Кровь служат хлебом и вином евхаристической трапезы, соединяющей Бога с Его народом во Христе (1Кор.5:8). Таким образом, христианское таинство святого причастия являет собой символический праздник в воспоминание и ознаменование Божьей любви, проявленной к Своему народу через установление нового завета во Христе, Который спас народ от греха и смерти.

Возвещенное Иисусом Царство Божье описывается в притчах как великий праздник, на который придут люди со всего мира и из всех исторических эпох (Мф.8:11; 22:1–14; Лк.14:15–24). Это радостное прославление верности Бога Своим обетованиям от первого до последнего момента истории. Кроме того, образ Царства Божьего как великого праздника изображается в виде брачного пира с выражением радости близкого общения между Божьим Сыном и Его невестой, верующими всех времен (Мф.22:1–14; Откр.19:9).

Праздник как символ будущего благословения. Когда Божий народ вернулся из плена и начал восстанавливать храм в Иерусалиме, праздники возобновились как символ того, что Бог продолжает оставаться в заветных отношениях со Своим наказанным народом (Езд.3:1–6). Примерно в это же время пророк Захария предсказал наступление дня, когда все народы будут постоянно отмечать праздник кущей, прославляя Божье присутствие среди них, и приходить в Иерусалим для поклонения Царю земли, Всемогущему Господу (Зах.14:16–19).

Библейский праздник – это образ радостного прославления любви Бога к Своему народу, нашедший конечное выражение в смерти и воскресении Иисуса Христа. Исаия предсказал, что на иерусалимской горе Сион, главном месте всех библейских праздников, Всемогущий Господь сделает

для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин,

из тука костей и самых чистых вин;

и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы,

лежащее на всех племенах.

Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц,

и снимет поношение с народа Своего по всей земле;

ибо так говорит Господь (Ис.25:6–8).

Образ библейского праздника указывает на будущее, когда Господь Бог воскресит всех Своих людей из всех веков, чтобы они жили с Ним в вечной радости. Любой праздник, посвященный Господу, есть не что иное, как предвкушение этого славного дня.

См. также: ВИНО; ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ УЧАСТИЯ В ПРАЗДНЕСТВАХ; ЕДА, ПИТАНИЕ; МУЗЫКА; ПИР; ПИТЬЕ; ПИЩА, ПРОДОВОЛЬСТВИЕ; ПЛЯСКИ, ТАНЦЫ; РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ, ЛИКОВАНИЕ; СВАДЬБА; СПАСЕНИЕ; ТОРЖЕСТВА; ХЛЕБ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle