Прародительницы в опасности
(Endangered ancestress)
Содержащиеся в Бытии и располагающиеся близко друг к другу три эпизода, в которых рассказывается о похищении или возможном похищении жены патриарха, дают основание говорить об образе «прародительницы, находящейся в опасности». Эти эпизоды, описанные в Быт.12:10–20; 20:1–18; 26:1–11, развиваются по одинаковой сюжетной линии. Патриарх с женой переселяются на новое место жительства. Опасаясь, что здесь его могут убить, чтобы завладеть женой, патриарх уговаривает жену назваться его сестрой. В двух случаях, связанных с Авраамом и Саррой, план привел к противоположным результатам. Жена патриарха была взята в дом сначала египетского фараона, а затем герарского царя Авимелеха. Оба раза вмешивался Бог, возвращавший Сарру Аврааму. В третьем случае, касающемся Исаака и Ревекки, хитрость была раскрыта иноземным правителем, прежде чем что-либо произошло.
Обычно считается, что в этих эпизодах опасности подвергалась жена, но на самом деле под угрозу ставилось продолжение рода или «семени», через которое Божье благословение должно распространяться на народы земли. Показательно, что во втором эпизоде, произошедшем непосредственно перед рождением Исаака, автор подчеркивает, что Авимелех не прикоснулся к Сарре (Быт.20:4–7). У читателя не может возникнуть сомнений, что отец Исаака – Авраам.
Эпизоды выдачи жены за сестру некоторые комментаторы рассматривают как проявление находчивости со стороны патриархов. Однако в них, напротив, раскрывается нежелание положиться на защиту Бога. Несмотря на все хитроумие Авраама, ему не удалось защитить Сарру. Только Божье вмешательство разрешило осложнения, вызванные его уловкой. Хотя в первых двух случаях действия фараона и Авимелеха не оправдываются, следует отметить, что в третьем эпизоде Авимелех подчеркнул потенциальную опасность обмана, совершенного патриархом: «Что это ты сделал с нами? едва один из народа не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех» (Быт.26:10). В свете всего этого становится ясно, что рассказы об обмане не предназначались для того, чтобы вызвать одобрение поведения патриархов.
См. также: ЖЕНЩИНА.