Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Собрание божественное

(Assembly, divine)

В Библии показаны мир земной и мир небесный. На этих взаимосвязанных и порой не отличимых друг от друга подмостках разворачивается действие библейского драматического представления. В небесном мире внимание приковывается прежде всего к тронному залу и к сопутствующим ему элементам, свидетельствующим о божественном достоинстве. В этой библейской символике находит отражение представление о трансцендентности, характерное для культурной среды того времени. Боги древнего Ближнего Востока понимались не в каких-то абстрактных категориях – всемогущества, вездесущности или непостижимости, какими они выглядят в глазах современных богословов, – а как живые образы, символизирующие царскую власть и войну, любовь и плодородие, строительство домов и организацию пиров. Таким образом, для Израиля «построение» богословия выражалось в рассказах о делах Бога и в приведении в порядок образов и метафор, правильно отражающих рассматриваемую тематику и питающих воображение. Библейские богословы – поэты и пророки, повествователи и мудрецы – заимствовали, переиначивали и принижали образы и символы богов окружавших их культур. Их слушатели надеялись, что им покажут хоть какие-то картинки небесных реалий для понимания путей Божьих.

Божественное собрание и культурная среда. В месопотамской и хананейской религиях о богах обычно говорили как о царственных особах. Такой бог представлялся сидящим на престоле в небесном дворце (по модели которого строился его земной храм). У бога было небесное собрание, или совет, – совещательный орган для руководства ходом развития мироздания (см. КОСМОЛОГИЯ). В месопотамской поэме «Энума элиш» собрание богов возглавляется верховным богом Ану. В хананейских угаритских текстах мы видим верховного бога Илу, возвышающегося над другими крупными и мелкими богами и обращающегося к ним как к «богам» или «своим сынам». Израильтяне представляли Яхве Небесным Царем, руководившим Своим советом. Однако в Ветхом Завете статус «богов» принижается и сводится к роли второстепенных фигур, часто называемых ангелами или духами.

Обителью Бога считалась небесная гора, в хананейской мифологии это была гора Цафон на севере Сирии, где жили боги. Исаия осуждает гордость вавилонского царя, возжелавшего установить престол «на горе в сонме богов, на краю севера» и взойти «выше звезд Божиих» (Ис.14:13). В Ветхом Завете местом Своего храма и дворца Бог избрал гору Сион. В качестве аналога Его небесной обители Сион назван «святой горой Божией» (Иез.28:14, 16). «Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя» (Пс.47:3; ср. Пс.45:5). Таким образом, в Библии хананейская гора богов перенесена в другое место и статус «святой горы» и «горы сонма богов» передан Сиону. Хотя Сион ниже горы Ермон и других гор на севере, «в последние дни гора дома Господня будет поставлена во главу гор» (Ис.2:2–4; Мих.4:1–3). Эта гора – место небесного собрания, поэтому «от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима», и оттуда Бог «будет... судить народы» (Ис.2:3–4; Мих.4:2–3).

Божественное собрание – небесный аналог земного общественного института «старейшин у ворот» (напр., Втор.21:19; Руфь 4:1–11; Пс.106:32; Притч.31:23). Это коллегия советников, с которыми консультируется высшее Божество, «собрание святых» (Пс.88:6). Во время войны они могут называться «воинством» небесным, ведущим священную войну под руководством «Господа Саваофа» (см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ). В Пс.81 описана сцена небесного собрания: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд» (Пс.81:1). Но в данном случае Бог выразил недовольство действиями членов божественного собрания. Собрание затряслось от страха, когда Бог вызвал его на царский ковер: «Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?» (Пс.81:2). За невнимательность к судьбам слабых и бедных и за другие упущения Бог объявил о Своем суде: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы. Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс.81:6–7).

Божественное собрание и пророческие вестники. В рассказе о пророке Михее, сыне Иемвлая, в 3Цар.22 показана потрясающая картина обсуждения вопроса на небесном совете. На земном уровне царь Израиля Ахав советовался с царем Иудейским Иосафатом, стоит ли нападать на Рамоф Галаадский. Они спросили мнение льстивых придворных пророков, которые охотно согласились, что надо идти на войну. Тем не менее затем цари позвали Михея, который никогда не шел на поводу у мнения власть предержащих. Михей рассказал о своем видении небесного совета:

Я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное

стояло при Нем, по правую и по левую руку Его.

И сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтоб он пошел

и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе.

И выступил один дух, стал пред лицом Господа, и сказал: я склоню его.

И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду, и сделаюсь духом лживым

в устах всех пророков его. Господь сказал:

ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так (3Цар.22:19–22).

Образ пророка, получившего доступ к небесному совету (и ставшего его посланником), проясняет смысл сцены «призвания» у пророка Исаии. В Ис.6 пророк рассказывает о видении «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм» (Ис.6:1). Здесь земной храм служит как бы входом в храм небесный (наполненный окружающими престол чудесными созданиями), а небесное царское достоинство Яхве противопоставляется земному царству Озии (Ис.6:1). Исаия, которого потрясло великолепие царственного вида Яхве и переполнило чувство осознания личного и общего греха, получил прощение. Затем он услышал обращение Господа к Своему собранию: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» Ответ пришел не от «бога» из числа небесного совета, а от самого Исаии: «Вот я, пошли меня». И Господь ответил: «Пойди, и скажи этому народу...» (Ис.6:8–9). В том же смысле надо, по-видимому, понимать Ис.40:1–2: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш. Говорите к сердцу Иерусалима», – как слова, с которыми Яхве обратился к вестникам, собравшимся на Его небесном совете. Затем раздался голос небесного вестника: «Сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис.40:3).

Собрание богов и ангелов. Совершенно очевидно, что «боги», участвующие в небесном совете, не рассматриваются в Библии как равные Богу: «Нет между богами, как Ты, Господи» (Пс.85:8; ср. Пс.134:5). «Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу? Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его» (Пс.88:7–8; ср. Пс.28:1; 96:7; 137:1). Соседи Израиля относились к этим богам как к несомненным божествам, однако в позднем иудаизме они приобрели хоть и достаточно высокий, но все же подчиненный статус просто ангелов. В соответствии с этим представлением, в LXX (Септуаги́нта, перевод семидесяти толковников – собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III-I веках до н. э. в Александрии) слова «сыны Божии» и даже «боги» часто переводятся как «ангелы» (Втор.32:8 {«сыны человеческие»}; Пс.8:6; 137:1 {«боги»}). В Новом Завете часто используется терминология LXX – например, слова «не много Ты умалил его пред Богом» (или «богами», Пс.8:6) в Евр.2:7 воспроизводятся как: «Не много Ты унизил его пред Ангелами» {в обоих случаях используется слово «ангелы»}.

В книге Иова небесное собрание показано почти в самом начале. Из нее мы получаем общее представление о «сатане», появившемся в тот «день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа» (Иов.1:6). В книге Иова сатана показан в роли не злого духовного существа, каким мы видим его в Новом Завете, а вполне правомочного «обвинителя» на заседании небесного суда. Несмотря на неверность сатаны Богу, ему, в силу его божественного положения, позволялось присутствовать на собраниях совета, когда на него приходили «сыны Божии» (Иов.1:6; 2:1). Того требовало положение сатаны как обвинителя или «клеветника» (Зах.3:1; Откр.12:10).

Еще одна сцена небесного совета описана в Дан.7. Здесь картина разработана более подробно. Совет собрался для суда над великими земными империями, изображенными в виде ужасных чудовищ. В своем видении Даниил видит поставленные «престолы» и «Ветхого днями» в «белом, как снег» одеянии и с волосами «как чистая волна», сидящим на престоле, который «как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь», с исходившей из них «огненной рекой» (Дан.7:9–10). На собрании присутствовало огромное число небесных существ: «Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан.7:10). Задача их заключалась в вынесении приговора, и они раскрыли книги. В результате звери потеряли власть, а один из них, вызвавший большое волнение, был убит (Дан.7:11). Затем с облаками небесными на собрание явился «как бы Сын человеческий». Этому существу, представляющему «святых Всевышнего» (Дан.7:27), совет вручил всеобъемлющую и вечную власть (Дан.7:14). В конце видения Даниил, у которого от этой сцены закружилась голова, подошел к одному из участников собрания и спросил у него об истинном значении произошедшего. Ему было дано исчерпывающее объяснение (Дан.7:15–28). Эта подробная картина послужила прототипом для изображения многих других сцен небесного собрания и тронного зала в иудейской апокалиптической литературе.

Божественное собрание в Новом Завете. В Новом Завете узкий круг божественного собрания состоит из ангелов, окружающих небесный престол. Их основная задача заключается в поклонении, и при этом подразумевается, что в богослужениях церкви отражается небесное поклонение. В Кол.2:18 Павел призывает колоссян не поддаваться обольщению тех, кто восторгается своим доступом к «служению Ангелов», то есть небесному поклонению, совершаемому ангелами на небесном собрании (такое истолкование выглядит более вероятным, нежели «служение, направленное на ангелов»). Павел предостерегает против тех, кто проповедует строгий аскетизм, который якобы позволяет получить доступ к этому небесному поклонению (Кол.2:20–23). В противовес этому Павел рисует образ верующих, «воскресших со Христом» и ищущих «горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол.3:1). Филиппийцам Павел напоминает, что их жительство – на небесах (Флп.3:20), а ефесянам – что они получили благословение «в небесах» (Еф.1:3), ибо Бог «воскресил [нас] с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф.2:6).

Однако наиболее полно тема божественного собрания разработана в Книге Откровение. В Откр.4–5 провидец вошел в небесный тронный зал, где увидел сначала Бога Отца, сидящего на престоле в окружении четырех живых существ, беспрестанно возносящих Ему хвалу (Откр.4:6–8). Далее вокруг престола располагались двадцать четыре престола (Откр.4:4), на которых сидели двадцать четыре старца – ангельские существа, которые падали в благоговении, полагали венцы свои пред престолом и воздавали Богу славу и честь. В руке у Сидящего на престоле находилась книга, открыть которую не был достоин никто, за исключением Агнца, «как бы закланного» и стоявшего между престолом и четырьмя живыми существами (Откр.5:5–7).

Агнцу в небесном собрании поклонялись так же, как и Сидящему на престоле. Число ангелов на собрании увеличилось и составило «тьмы тем и тысячи тысяч», а затем к ним в небесном прославлении присоединилась вся вселенная – «всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них» (Откр.5:11, 13). В следующей сцене мы видим 144000 мучеников, «пришедших от великой скорби» (Откр.7:14), стоявших пред престолом и пред Агнцем и возносивших хвалу Богу и Агнцу (Откр.7:9–12). В Откр.14:1–5 эти 144000 появились снова в виде великой армии святых, сопровождающих Агнца на гору Сион.

В Откр.4–5 сцена божественного собрания разработана тщательнее и выглядит несколько иначе по сравнению с картинами, показанными в Ветхом Завете, наиболее близкую аналогию среди которых можно увидеть в Дан.7. Акцент на небесном поклонении повторен в Откр.19:1–8, а тема совместного обсуждения нашла выражение в решении вопроса о том, кто должен открыть свиток (Откр.5:2–5), а затем заняла еще более видное место в сцене суда в Откр.20. Там мы видим «престолы и сидящих на них, которым дано было судить» (Откр.20:4), и сам суд пред «великим белым престолом» (Откр.20:11–15). В конечном счете, небесные собрания оказывают большое влияние на судьбы земли, ее жителей и духовного мира. В Откровении, как и в Ветхом Завете, выражается идея о глобальных последствиях решений небесного совета для общего развития событий в мире.

См. также: АНГЕЛЫ; БОГИ, БОГИНИ; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; ПОКЛОНЕНИЕ; ПРОРОК, ПРОРОЧИЦА; СОБРАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ; СУД, НАКАЗАНИЕ, ПРАВОСУДИЕ; ЦАРСКИЙ ДВОР.

Библиография:

Е.Т.Mullen Jr., «Divine Assembly», The Divine Council in Canaanite and Early Hebrew Literature (Chico, CA: Scholars Press, 1980).

Е.Т.Mullen Jr., «Divine Assembly», ABD 2:214–17.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle