Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Собрание человеческое

(Assembly, human)

Поскольку главным героем рассказов (в том числе библейских) является обычно какое-то одно действующее лицо, большинство читателей склонны рассматривать Библию как книгу повествований об отдельных личностях. Тем не менее лишь в сравнительно небольшом количестве библейских рассказов отсутствует то, что можно назвать собранием людей. По своему характеру эти собрания охватывают широкий спектр: от официальных собраний до неформальных встреч по какому-то конкретному поводу или даже просто случайных встреч действующих лиц.

Основное внимание в данной статье будет уделено более или менее официальному собранию как библейскому образу, но, вместе с тем, нельзя терять из виду и неформальные собрания, в значительной степени расширяющие значение этого образа в Библии. Неформальные встречи людей происходят в путевых историях, в уличных сценах, в залах судебных заседаний (см. ПРАВОВЫЕ ОБРАЗЫ), в батальных сценах, в рассказах о жатве и других совместных работах, в сценах публичного суда и наказания (в том числе побития камнями) и так далее. Если мы готовы к появлению сцен такого рода, Библия предстает в нашем воображении как книга не только об отдельных персонажах, но и о людях, совершающих те или иные поступки в рамках конкретного общественного окружения, состоящего из определенных групп людей.

Образ собрания выходит далеко за рамки тех случаев, когда появляется само слово собрание, но если мы хотим получить представление о смысле использования этого слова, необходимо сделать некоторые предварительные замечания. В переводе NIV слово «собрание» встречается 164 раза, и во всех случаях, за исключением десяти, мы видим его в Ветхом Завете. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев оно относится к религиозному собранию, о чем можно судить по тем местам, где оно встречается особенно часто (шестьдесят восемь раз от Исхода по Второзаконие включительно, тридцать шесть раз от 3 Царств по 2 Паралипоменон включительно, тринадцать раз в псалмах).

Главные духовные события в Библии происходят принародно, поэтому собрания людей показываются в библейских рассказах от начала до конца. Обычно эти собрания представляют собой неформальные встречи без ясно выраженного правового, политического или религиозного основания. Важную роль в книгах библейских авторов играет образ толпы – он не только придает смысл публичному служению Иисуса, но и показывает Его готовность доносить Свое послание до масс простых людей, которые порой более восприимчивы, чем официальные религиозные деятели (Мф.7:29); именно из страха перед простыми людьми эти самые религиозные лидеры боялись публично арестовать Иисуса (Мк.12:12). Но та же самая толпа (как и в пьесах Шекспира) кричала: «Возьми, возьми, распни Его!» (Ин.19:15).

Одно из основных назначений образа собрания в Библии заключается в показе свидетелей того или иного события. Авторы Нового Завета приводят многочисленные свидетельства, показывающие, что события, о которых они рассказывают, – не полученные только ими личные откровения. Воскресшего Лазаря видел народ (Ин.12:17), а ученики Иисуса «будут свидетельствовать [об Иисусе]», поскольку они видели все служение Иисуса (Ин.15:26–27). Павел тоже несколько раз использует образ собрания для подкрепления свидетельства. Он пишет Тимофею: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2). В качестве доказательства реальности воскресения Христа Павел пишет, что Иисус «явился более нежели пятистам братий» (1Кор.15:6).

Для библейских авторов собрания народа служат одним из главных доказательств истинности их аргументации. Многие важнейшие события истории спасения происходили на глазах у народа, поэтому авторы призывают читателей выступать свидетелями хорошо известных событий: «Я предрек, и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы – свидетели Мои, говорит Господь, что Я – Бог» (Ис.43:12; ср. Ис.44:8; 55:4). Здесь выражается мысль, что Израиль должен автоматически свидетельствовать о силе и реальности Господа.

Равным образом, «собрание великое» служит важным местом поклонения. Псалмопевец заявляет: «Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя» (Пс.34:18). Здесь показан образ человека, стоящего перед толпой и заявляющего о вере в Бога перед лицом свидетелей для ободрения других (Пс.25:12; 39:10; 67:27). Образ грешников в Пс.1, не способных устоять «в собрании праведных» (Пс.1:5), указывает на положение религиозного собрания как общины верующих, разделяющих общую веру.

Собрания людей часто принимают в Библии почти правовой статус. В качестве примера можно привести побитие камнями – ритуальную казнь, совершавшуюся всем обществом (Лев.24:14; Чис. 15:36). По закону побивать камнями можно было только за определенные преступления и при наличии их надлежащих свидетелей. Узнав, что совершенная Аханом кража касалась всего общества, после вынесения приговора «побили его все Израильтяне камнями» (Нав.7:25). Такую казнь, приводившуюся в исполнение общим собранием, не следует рассматривать как самосуд толпы. Но случаи связанного с ней выражения произвола толпы в Библии встречаются. Израильтяне до такой степени обезумели, что хотели побить камнями Моисея (Чис.14:10). Камнями был побит Адонирам, эмиссар царя Ровоама в Северном Царстве (3Цар.12:18). Лука пишет о том, как религиозные лидеры боялись, что народ побьет их камнями, если они не признают в Иоанне Крестителе пророка (Лк.20:6). Освобождение Вараввы, а не Иисуса показывает, до какой степени толпой можно управлять с целью принятия неправильных решений (Мк.15:6–14).

Тогда как в Ветхом Завете собрания для вынесения судебных решений в случаях совершения преступления, требовавшего вмешательства, встречаются лишь эпизодически, в Новом Завете мы входим в более привычный нам мир работающих на постоянной основе судебных органов. Это, в частности, иудейские собрания (прежде всего, синедрион), обладавшие полномочиями в гражданских делах (пугающие картины этого мы видим в евангелиях и в Деяниях) на основании имевшейся у них религиозной власти. Можно вспомнить о серии собраний, перед которыми предстал Иисус в ходе разбирательств, приведших к Его казни, и о многочисленных рассказах в Книге Деяний о том, как иудейские власти судили апостолов и Павла.

В Ветхом Завете обычным местом собраний была рыночная площадь. Там находили выражение принципы власти демократического типа, и собрания иногда принимали характер сцен с участием неуправляемой толпы. Толпы народа быстро образуются в любом населенном районе. Когда Павел и Сила изгнали беса из служанки, их потащили на рыночную площадь «к начальникам» (Деян.16:19). Рынок был барометром как в духовных, так и в политических делах. Соблюдение субботы на рыночной площади служило показателем преданности Богу (Неем.10:31) и вызывало недовольство у нечестивцев (Ам.8:5). С другой стороны, пренебрежение Божьими заповедями проявлялось в активной торговле по субботам, что очень печалило праведных (Неем.13:15–19). Кроме того, обман и коварство на рыночной площади служили метафорами общественного зла (Пс.54:12). Попутно отметим, что, хотя в отдельных случаях сцены с участием толпы действительно происходили в Библии на рыночной площади, основное их место действия – улицы.

Помимо рыночной площади, другими естественными местами собраний людей в Библии были колодец и городские ворота. Множество важных встреч происходило у колодца, поскольку там регулярно собирались местные жители и мимо него в деревню входили путники. Более официальный характер носили «собрания у ворот» (или их вариант – «сидения на седалище»), ибо это были места, где собирались старейшины (аналог современных городских советов) для решения гражданских вопросов.

Важную роль собрания людей играют в Книге Откровение. Церковь в ней изображена как войско и как группа готовых к битве мучеников, ожидающих установления справедливости. Это войско, которое собирается не воевать, а получить защиту (Откр.7:3–8), следует за Агнцем с пением и игрой на гуслях (Откр.14:1–4) и идет в битву не в доспехах, а как невеста в брачных нарядах (Откр.19:7–8, 14). Воинство небесное низвергает сатану с неба и предоставляет ангелов, играющих ключевую роль в суде и закреплении победы, одержанной Агнцем (Откр.12:7–9). Библия начинается с рассказа о паре людей в саду и заканчивается показом грандиозного собрания – полного числа искупленных, получивших вечную безопасность на небе и изображенных в виде бесчисленного молитвенного собрания.

См. также: ВОРОТА, ВРАТА, ДВЕРЬ; ПОКЛОНЕНИЕ; ПРАВОВЫЕ ОБРАЗЫ; РЫНОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ; СОБРАНИЕ БОЖЕСТВЕННОЕ; УЛИЦА; ЦАРСКИЙ ДВОР.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle