Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Собственность, владение

(Own, owner)

Собственность – важнейшая тема Библии, имеющая как практическое, так и духовное значение. Основной смысл выражается во владении, в котором подразумевается также подотчетность и признание Бога верховным и полновластным Владыкой всего.

Божье владение. Принадлежность Богу всего ярко показана в образах природы в Пс.49: «Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор... и животные на полях предо Мною... ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс.49:10–12). Предвкушая великолепие восстановленного храма, Господь восклицает: «Мое серебро и Мое золото» (Агг.2:8). Библия находит такие требования справедливыми в устах Господа, но в устах фараона или какого-либо еще земного правителя притязания на собственность встречают отвержение. Когда фараон хвалится: «Моя река, и я создал ее для себя», Господь сравнивает его с «большим крокодилом». Небесный Охотник ставит его на свое место: «Но Я вложу крюк в челюсти твои» (Иез.29:3–4).

Принадлежащие Богу. Но ярче всего образ принадлежности Богу выражается в Его отношениях с Израилем. У Синая Он заявил: «Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх.19:5–6). В Израиле принадлежность Богу символизировалась прежде всего первенцами мужского пола, которых, в свою очередь, представляли левиты: «Левиты должны быть Мои; ибо все первенцы – Мои; в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои. Я Господь» (Чис.3:12–13). В Исаии тема принадлежности Богу Израиля приобретает характер утешения: «Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты – Мой» (Ис.43:1). Но Исаия пишет также о нежелании Израиля принадлежать Богу, сравнивая народ с непослушным ребенком, не имеющим представления, которое есть даже у домашних животных о своем хозяине: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис.1:3).

Божье владычество выражается иногда в образах телесных отметин. Обрезание израильских мальчиков можно понимать как знак принадлежности Яхве, Богу Израиля.

Бог Сам заявил Израилю: «Вот, Я начертал тебя на дланях Моих» (Ис.49:16). Но страдавший Иов не находил утешения в принадлежности Богу: «...и подстерегаешь все стези мои, – гонишься по следам ног моих» (Иов.13:27). В противовес своим противникам, требовавшим обрезания верующих, Павел говорил, что он носит «язвы [stigmata] Господа Иисуса на теле» (Гал.6:17). Эти язвы были, по-видимому, шрамами на теле апостола, следовавшего за распятым Христом. Или, как это звучит в переводе Моффата: «Я ношу на теле выжженное клеймо принадлежности Иисусу».

Говоря о Господе Иисусе как о Владыке верующих нового завета, Павел использует образ «печати» Духа: помазавший нас Бог «запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1:22). Личная печать на каком-либо предмете удостоверяла принадлежность или подлинность (3Цар.21:8; Есф.8:8), но в данном случае верующие считаются не только принадлежащими Богу, но и наследниками Бога. Печать Духа тесно связана с метафорами усыновления (Рим.8:23) и наследия, которое однажды будет получено во всей полноте: «Запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его» (Еф.1:13–14).

Владение землей. Основным заветным благом, дарованным Богом Израилю, была гарантия владения Ханаанской землей. Но это владение больше походило на аренду, ибо земля прежде всего принадлежит Яхве. Израилю напоминалось: «Землю не должно продавать навсегда; ибо Моя земля; вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев.25:23). Именно Бог привел Израиль на землю и одержал победу над врагом. Земля была передана Израилю в дар или под опеку. Рельефным образом владения землей в Ветхом Завете служат межи. Установленные межи нельзя было нарушать (Втор.19:14; Иов.24:2–4; Притч.23:10–11; Ос.5:10). Развернутое описание границ земельных владений в Нав.13–21 служит как бы общим обзором или планом Божьей земли, распределенной между коленами.

Еще один образ, связанный с владением землей, выражается в хождении по ней, измерении ее своими шагами и заявлении таким образом прав на нее. Именно это делал Авраам заранее, когда ходил по земле, возводил на ней жертвенники, до того как вынужден был уйти в Египет из-за случившейся на земле засухи (Быт.12:5–10). Бог обещал Моисею: «Всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше: от пустыни и Ливана, от реки, реки Евфрата, даже до моря западного будут пределы ваши» (Втор.11:24). А Иисусу Навину Он сказал: «Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею» (Нав.1:3). Но образ меняется на противоположный, когда речь заходит о безземельном положении Израиля в плену: «Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей» (Втор.28:65). Образ военного завоевания земли выражается, возможно, в Пс.59:10, где Небесный Воитель заявляет: «На Едома простру сапог Мой» (ср. Пс.107:10).

Бог не только выделил Своему народу большой участок земли, Он также распределил его между двенадцатью коленами, подчеркнув, что каждое из колен «должно быть привязано к своему уделу» и что нельзя передавать землю из одного колена в другое (Чис.36:9). Но земля была дана Израилю в аренду, и Небесный Землевладелец установил условия закона. Пока эти условия соблюдаются, Израиль может претендовать на землю как на свою собственность. Однако в случае нарушения Израилем условий закона народ подлежал изгнанию. Для израильских семей земля была наглядным символом их личного участия в наследии Израиля. «Передвинуть межу» считалось ужасным грехом (Иов.24:2), ибо такие действия не только подрывали экономическое благополучие израильской семьи, но и сокращали возможность практического участия в Божьем благословении землей. В Израиле заветное владение землей служило «условием» его отношений с Богом, местом, на котором Израиль был связан с Богом, с собратьями израильтянами и с сотворенным порядком. «Поэтому в запрете воровства подразумевалась не “святость собственности” самой по себе, но, скорее, святость отношений между Израилем и Яхве» (Wright, 135–136).

В Ветхом Завете семья была основным владельцем собственности. Заповедь «Не желай дома ближнего твоего... жены... раба... рабыни... вола... осла... ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20:17) защищала неприкосновенность семьи пред Богом. В Книге Иова образ незаконного присвоения собственности достигает апогея при перечислении того, что у семьи есть самого ценного: «Межи передвигают, угоняют стада, и пасут у себя. У сирот уводят осла, у вдовы берут в залог вола» (Иов.24:2–3).

Израиль неоднократно отказывался признать, что получил свои владения от Бога и что они в конечном счете принадлежат Ему. Бог предупреждал Свой народ: «И чтобы ты не сказал в сердце своем: “моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие”, но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство» (Втор.8:17–18). Израиль подвергался наказанию, поскольку периодически забывал этот урок, но Давид помнил его и проявлял щедрость в том, что у него было пред Богом. Отдавая свое серебро для возведения дома Господнего, он сказал Богу: «Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе» (1Пар.29:14). Этому мы можем противопоставить двуличие Анании и Сапфиры (Деян.5:1–11).

Положение безземельного означало невозможность участия в заветных благословениях Израиля, ненадежность точки опоры в «израильской мечте». Но Иисус потряс самонадеянно возведенные подмостки, окружавшие израильское богословское учение о владении и благословении. Он бросил вызов тем, для кого собственность (воспринимаемая как Божье благословение) превратилась в бога: «Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф.19:21). Живущим без материального имущества или не придающим ему значения обещается величайшее наследие, на которое мог только надеяться израильтянин: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное... Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф.5:3, 5). Говоря о Себе, истиннейшем из израильтян, Иисус сказал: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20; Лк.9:58). Павел тоже писал об отказе Христа от «собственности»: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп.2:6–7).

Ответственное отношение к собственности. Владение личным имуществом влечет за собой личную ответственность. Ни в каком другом месте эта очевидная и повседневная реальность не выражена с такой силой, как в заповеди о воле, забодавшем раба. Здесь мы видим образ имущества, наносящего ущерб имуществу другого человека: если вол израильтянина забодает раба другого израильтянина, владелец вола должен уплатить штраф за раба (Исх.21:32). Но даже вол должен быть предметом особой заботы владельца: «Не заграждай рта волу, когда он молотит» (Втор.25:4). По ветхозаветному закону, земля тоже требовала особого к себе отношения. Ответственное владение землей подразумевало предоставление ей предписанного и надлежащего «покоя». В субботний год она должна была оставаться под паром, а каждый седьмой субботний год для земли устанавливался дополнительный юбилейный год (Лев.25). Владение имуществом не допускало безжалостной эксплуатации, но должно было выражаться в разумном управлении по примеру Небесного Владыки, заботящегося о творении.

Имущество иногда может выдавать своего владельца. В мастерски написанном рассказе об Иуде и Фамари ничего не подозревавший Иуда оставил у блудницы в залог свои печать, перевязь и трость. Когда его сноха Фамарь забеременела от того, «чьи эти вещи», печать, перевязь и трость указали на Иуду как на отца ребенка «блудницы» (Быт.38:18, 25).

В Библии представлено множество образов и рассказов, в которых выражается мысль о необходимости довольствоваться тем, что у человека уже есть. В притче Нафана, осуждающей совершенный Давидом грех прелюбодеяния и убийства, один из основных моментов рассказа заключается в том, что богатый человек пожалел свою овцу и взял овечку бедного соседа (2Цар.12:4). В Притчах человек наставляется, что надо пить «воду из твоего водоема»; иными словами, довольствоваться своей женой, а не чьей-то еще (Притч.5:15). Одно из основных обличений Богом богатых выражается в том, что богатство обольстительно, так как имеющему много никогда не хватает: он «собирает к себе все народы и захватывает себе все племена» (Авв.2:5). Но Бог предупреждает, что такая алчность никогда не приносит удовлетворения, поскольку все люди, какими бы богатыми они ни были, в конце концов испытают одну и ту же судьбу. Как у всякого человека после смерти, «домы [гробы] их вечны», хотя «и земли свои они называют своими именами» (Пс.48:12). А в вечности накопленное богатство принесет его владельцу только вред (Ек.5:12). Но это не означает, что Бог запрещает владеть личным имуществом, Он желает только, чтобы каждый довольствовался тем, что имеет, и проявлял щедрость, а также предпочитал вечное богатство земному. Михей показывает захватывающий образ богоданного богатства в конце времен, когда у каждого будет все, в чем он нуждается, и «каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их» утратой того, что им было дано (Мих.4:4).

См. также: ЗЕМЛЯ; НАСЛЕДСТВО, НАСЛЕДИЕ, УДЕЛ; ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ.

Библиография:

С. J. Н. Wright, God’s People in God’s Land: Family, Land and Property in the Old Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1990).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle