Совершение греха
(Sin, stories of)
Внимание в Библии приковано к вопросам добра и зла. Преобладающая в ней точка зрения на человека заключается в том, что люди – порочные существа с прирожденной склонностью совершать в основном дурные поступки. Не удивительно поэтому, что значительную часть библейских рассказов можно классифицировать как истории о совершении греха. Большинство этих историй связано с проявлением непослушания, а на заднем плане эталоном оценки расположения сердца человека и его дел служат закон и раскрытая воля Божья. В этом смысле прототип показан в первом библейском рассказе о совершении греха, когда Адам и Ева вкусили запретный плод.
Если следовать средневековой классификации греха (выраженной, напр., в «Божественной комедии» Данте), пересказ наиболее известных историй о грехе сведется практически к анализу разновидностей греха. На страницах Библии мы видим рассказы об убийстве (Каин и Авель, Быт.4:1–16; убийство Навуфея Иезавелью, 3Цар.21), лжи (лживый пророк, 3Цар.13; Анания и Сапфира, Деян.5:1–11), алчности (Гиезий, 4Цар.5:19–27), прелюбодеянии (Давид и Вирсавия, 2Цар.11), мошенничестве (благословение, которое Иаков получил обманным путем, Быт.27), кровосмешении (Амнон и Фамарь, 2Цар.13), изнасиловании (наложница левита, Суд.19), плохом руководстве (трагедия царя Саула), расточении понапрасну Божьих даров в сочетании с нарушением обета Богу (трагедия Самсона), гордости (Навуходоносор, Дан.3–4), идолопоклонстве (золотой телец, Исх.32:1–10), нетерпении и гневе (Моисей у скалы, Чис.20:7–13), а также недовольстве (ропот израильтян во время исхода).
Это вовсе не означает, что в Библии говорится только о порочности; в Библии содержатся также рассказы о добродетели и выражается реальность благодати. Это означает лишь, что истории о совершении греха занимают в Библии видное место.
См. также: ВИНА; ГРЕХ; ГРЕШНИК; ОТПАДЕНИЕ ОТ НЕВИННОСТИ.